Когда нас пригласили посетить железорудное производство “SudVaranger Gruve”, куда входят карьер в местечке Бьорневатен, комбинат по обогащению железной руды и незамерзающий порт в Киркенесе, мы не отказались. Еще бы — такая возможность увидеть и сравнить их горное производство с нашим!
Про женщин и зарплаты
Бывшее градообразующее предприятие закрыли в середине девяностых за нерентабельностью. В 2007 году открыли вновь. Причина возобновления работы горнодобывающей компании “SVG” — существенный рост цены на сталь на мировом рынке. Тогда предприятие в северной Норвегии выкупила частная фирма со смешанным, в том числе даже и австралийским, капиталом. Теперь здесь работают 360 человек, в том числе из Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии, Дании, США, Австралии и России. На вопрос, как же устраиваются на комбинат русские специалисты, Рольф Саднес ответил: “Так же, как и все остальные”.
Рольф Саднес представился нам как “начальник над начальниками” — перевести это с норвежского не смог даже Google. Он отвечал на все вопросы, просил нас никуда не сходить со смотровой площадки и с нескрываемой гордостью смотрел на карьер и отвалы за ним. Гордость понятна — производство дает возможность работать и жить в самом северо-восточном городе Норвегии.
Рудник работает круглосуточно, весь год. Здесь трудятся в пять смен по тридцать человек. Помехи создают лишь тяжелые погодные условия — рудник открытый, здесь часто бывают туманы и гололед. Рольф Саднес рассказал, что, несмотря на это, тяжелых травм у работников здесь никогда не было, требования техники безопасности очень высокие, и единственное, что случается, — люди поскальзываются.
40 процентов работников рудника — женщины, причем они управляют большегрузной техникой, например 180-тонными грузовиками фирмы “Катерпиллер”. “Женщины — наши лучшие работники!” — говорит господин Саднес.
Никаких социальных программ для горняков на руднике нет. Есть только горячее питание и зарплата — 500 тысяч крон в год (в пересчете на российские рубли это 3025000 рублей). Кстати, средняя зарплата журналиста в Норвегии — 360 тысяч крон в год.
Работников на руднике хватает. Их готовят в горном колледже — его стены видны прямо со смотровой площадки карьера. По словам Рольфа Саднеса, самое большое число претендентов было таким: 800 человек на 20 мест.
После открытия рудника Киркенес ожил — стали строить новое жилье для тех, кто приезжает на работу. Сейчас в самом городе живет четыре тысячи человек (из них тысяча русских), а в округе численность населения — 10 тысяч человек.
В 10 дней — по кораблю
Руду, добытую в карьере, сначала отправляют к корпус крупного дробления — он расположен на одном из верхних уступов карьера. А дальше по короткой железнодорожной ветке руду отправляют в Киркенес на фабрику. Здесь с ней делают примерно то же самое, что и у нас на обогатительных фабриках: руда проходит цикл среднего и мелкого дробления. Однако при извлечении железа не используют химические реагенты, для этого есть мощные магниты. А раз нет химии, то и нет особой нагрузки на окружающую среду. “Хвосты”, которые образуются в процессе производства железного концентрата, складируют в Бокфьорде, на берегу которого и расположена фабрика. В год свыше четырех миллионов тонн щебня оседает на его дно. Кстати, Норвегия — одна из немногих стран, которая позволяет минеральным отходам образовывать шлейфы во фьордах.
“SVG” уделяет большое внимание экологическим аспектам своей деятельности и старается, чтобы нагрузка на природу была минимальной. Однако с момента открытия в 2009 году компанию неоднократно критиковали за ее неосторожное отношение к окружающей среде. Но владельцы компании считают, что разработка месторождений полезных ископаемых всегда будет оказывать воздействие на природу, и единственный выход — управлять работами в пределах законодательных норм и экологических предписаний, установленных правительством Норвегии.
Предприятие “SVG” производит 3,5 млн тонн железорудного концентрата в год. Его отгружают потребителю в виде окатышей. В ноябре 2009 года из Киркенеса отправилось первое судно с 70 тысячами тонн железного концентрата. Теперь такие суда выходят из местного порта каждые десять дней, самые крупные поставки — в Бразилию.
Как все начиналось
А началось все еще в позапрошлом веке. В 1866 году на север Норвегии приехал ученый Теллеф Даль, чтобы создать геологическую карту района. В пределах реки Паз он открыл рудное месторождение. Содержание железа в руде было низким, и технология того времени не давала возможности ее добывать. Но вскоре новые открытия позволили начать добычу. Предприниматель Кристиан Анкер вложил свои деньги в новое предприятие, и в 1906 году было создано “Акционерное Общество Сюдварангер”.
Строительные работы начались в 1907 году, в 1910-м рудник заработал. Экономический подъем длился до начала первой мировой войны, но после нее потребность в железе уменьшилась, и в 1925 году компания обанкротилась.
Рудник снова ожил в 1927 году. До середины 30-х у компании были тяжелые времена, но подготовка к новой войне привела к спросу на железо. Период подъема и немецкий капитал создали хорошие условия для “Сюдварангера”. Во время второй мировой войны компанию контролировали немцы — железная руда была необходима Германии для производства оружия. Во время бомбежек союзниками в 1944 году инфраструктура рудника в Киркенесе была полностью уничтожена.
Компания вновь начала производство в 1952 году — деньги вложило государство — и работала до 1997 года. Затем вновь 12 лет затишья. И… летом 2009 года на очередном открытии рудника побывал тогдашний премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг, чтобы увидеть бизнес, который не позволил остаться людям в период мирового кризиса без работы.
По данным геологических изысканий, рудные запасы промышленного значения на участке компании “SVG” насчитывают 450 млн тонн, что обеспечит добычу, как минимум, на 30 лет вперед, а если будут разрабатывать месторождение не торопясь, то хватит и на все 50. В любом случае норвежское правительство, как и представители других стран, намерено и дальше вести разработку минеральных ресурсов на Крайнем Севере.
gUgle.. это конец. Игорь Николаич!!! Вернитесь..
Спасибо, что заметили опечатку! Ошибки и опечатки бывают действительно очень смешными и нелепыми. И не все мы успеваем убрать.