Что читают современные подростки? Зачем дети рисуют на партах? Какими бывают молодежные субкультуры? Как мед влияет на корни фиалок? Такими вопросами задались участники конференции. Ребята досконально изучили выбранную тему, а потом рассказали о своих выводах.
«Немалышковые» труды
Несмотря на официальное, немного скучноватое, название «конференция», мероприятие это очень популярно среди школьников. Конференцию проводят в школе не первый год, и с каждым разом участников все больше, а темы все интереснее. Все работы разделили на несколько секций: юниоры, гуманитарная, естественно-научная, психология и социология.
Кстати, юниоры — это не только младшие школьники, но и детсадовцы. Они рассказывали о царстве грибов, газировке, мыле и мыльных пузырях, цветах. Были и почти научные труды на темы: чистота города, реклама, иконы, вредное воздействие компьютера.
Ребята постарше изучали круг чтения современных подростков, использование высоких технологий в области энергосбережения, загрязненность воздуха в Апатитах и другое. Интересных докладов и красивых презентаций было много. Самыми неординарными, на мой взгляд, были три работы.
Апатитский говор
Особенности произношения жителей города Апатиты — исследование на эту тему представила семиклассница Виталия Сулима.
— По сути, это продолжение работы, которую три года назад начали наши выпускницы Настя Ковалева и Лена Отрокова, — рассказывает руководитель проекта учитель русского языка и литературы Анна Плужникова.
Девушки сделали вывод, что современные жители Апатитов употребляют как ленинградское, так и «старомосковское» произношение. И все же влияние петербургского говора выражено ярче. А еще школьницы выяснили: те, кто переезжает к нам жить, в течение трех-пяти лет учатся говорить «по-апатитски». Только бывшие жители Украины практически не избавляются от мягкой «г».
«Здесь был Вася!»
Толчком для изучения темы «Зачем мы пишем на партах и стенах?» послужил обычный монолог учителя на переменке. Педагог заметила на одной из парт свеженькую надпись, вспомнила, кто здесь сидит, и пригрозила заставить ученика стереть надпись. Ее услышала шестиклассница Даша Шубина и решила изучить тему. Девочка выяснила, что надписи на партах и стенах не что иное, как «граффити». Этот вид искусства бывает конструктивным и деструктивным. Так вот то, что некрасиво, неэстетично, а также ругательства, оскорбления и тому подобное, — это деструктивное граффити.
Даша выяснила и причины этого явления, причем опрашивала учеников своей же школы (опрос был анонимным). Большинство ребят сказали, что разукрашивают парты «от нечего делать», в силу невоспитанности и неразвитости или для них это способ самовыражения.
Такая разная молодежь
Десятиклассник Михаил Николаев разбирался с различными молодежными субкультурами. Парень уже несколько лет интересуется готами, эмо, хиппи, рэперами, гопниками и другими представителями молодежных течений: кто чем выделяется из общей массы, что символизируют прически и цвет одежды, присущие этим группам, их поведение и мировоззрение.
По мнению Михаила, молодые люди присоединяются к тому или иному движению потому, что хотят отличаться от всех и вся, отойти от рутины, однообразия и стандартов. А их иногда слишком экзотичный внешний вид — это не что иное, как желание привлечь внимание, выделиться.
— А вообще внешний вид не имеет особой цены, главное, что в голове человека, в душе, — говорит Михаил. — Большинство субкультур создано для выражения внутреннего мира человека. То есть субкультура — это целый маленький мир для отдельной личности, где она развивается. А каким будет это развитие — положительным или отрицательным, зависит от выбранной субкультуры.
Сам Михаил причисляет себя к «металлистам». А среди друзей у него есть и гопники, и рэперы, и другие «неформалы».
— А как же вражда между «разными» ребятами?
— Конфликты чаще всего надуманны. Ведь отношения между людьми зависят не от того, во что они одеты или какую музыку слушают. Люди общаются потому, что интересны друг другу как личности.
Это была первая научно-исследовательская работа Михаила, но, как мне показалось, не последняя. Он еще так много может рассказать про различные молодежные течения!
…После конференции к учителям подходили зрители — ученики школы, и просили стать их научными руководителями на следующий год.
А чем отличаются ленинградский и старомосковский говоры? Как именно выражаются в речи? Интересная информация, а ее нет. wht