НашЫ АшиПки,

“Милинький дедушка! Пришли мне шоколаднова зайца и жывачки. До-свидание. Павлик” — такое письмо написал Деду Морозу мальчик. Смеяться не стоит — мальчику всего пять лет, и он ходит в детский сад. Хорошо, писать уже умеет, а грамотность придет. Или не придет?
8 сентября отмечается Международный день грамотности, объявленный ЮНЕСКО еще в 1966 году. Кстати, по данным этой организации, менее 50 стран мира обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию, а около 20 процентов взрослого населения мира вообще неграмотны. У нас, слава Богу, с грамотой все в порядке. А с грамотностью?
Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь: грамотность, или языковое чутье, сродни музыкальному слуху. Или дано, или нет. Те, кому дано, изумляются — ну как можно писать “координально” или “будующее”? Остальные пользуются родным языком по мере сил и от смущения не краснеют.
Во времена моего детства взрослые утверждали: если ты читаешь много книжек, то и писать будешь правильно. Однако среди детей-книгочеев были двоечники “по русскому”. Пытались зубрить правила, но наш язык так просто не дается даже тем, для кого русский язык родной. Всю сложность речевых конструкций, правил и исключений из них начинаешь понимать только, когда увлекаешься иностранным — чужой язык иногда конструктивно проще, хотя и непонятен поначалу.
Уже гораздо позже я поняла, что не все безграмотные люди выросли из лентяев и лоботрясов. Есть и объективные причины. Например, дислексия — нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению, или дисграфия — неспособность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Это сложные неврологические нарушения, зачастую врожденные. Так объяснили мне логопеды и посоветовали родителям обязательно обращать внимание на речь маленького ребенка. Путает слоги? Возможно, этот милый пустяк отразится потом на письме школьника, и причиной его двоек по русскому может быть не только невнимательность, но и ваша простуда, перенесенная во время беременности…
А вот что рассказала мне педагог апатитской гимназии №1 Екатерина Фридер, которая больше 20 лет преподает русский язык и литературу:

— Что касается орфографии и пунктуации, то ученики с годами не меняются, по-прежнему есть и грамотные от природы, и безграмотные. Но появилась другая тенденция — скудость и убогость речи, что отражает скудость мышления и неразвитость сознания. Современным подросткам сложно формулировать и словесно выражать мысль, подбирать нужные слова, составлять развернутый связный ответ, внятно аргументировать свою мысль.

То, что получается, напоминает отдельные тезисы или даже sms. В современной педагогике даже появился термин “поколение клипового мышления”, когда все по кусочкам, речь лаконичная, но не емкая. Современным детям тяжело работать с большими текстами, я даже не говорю о многотомных литературных произведениях — большая статья из учебника, написанная в публицистическом стиле, уже проблема. Ситуация парадоксальная: при общем доступе к многообразным информационным средствам ребенку трудно и воспринимать тексты, и выражать мысли.
А вот речевое многообразие и богатство речи напрямую связаны с чтением. Но не с грамотностью. Бывают ученики, которые пишут прекрасные, содержательные сочинения, а вот орфография и пунктуация — на “двойку”.
Но не все так плохо! Очень многое зависит от домашней среды: как разговаривают родители, что и как они читают, обращают ли внимание на речевые ошибки, есть ли общий фильтр, отметающий ненормативную лексику. Да и в обществе заметны перемены — безграмотным теперь быть не модно.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *