“Где ты пропадал?” — cпросила супруга, когда я пришел домой в полночь. “В музее”, — как всегда, правду ответил я.
Наука педология
В 1977 году на очередном заседании Международного совета музеев делегация из СССР предложила учредить праздник — Международный день музеев. В следующем году 18 мая его отметили 150 стран. Через 20 лет в Берлине впервые прошла акция “Долгая ночь в музее” и… пошло-поехало. Инициативу подхватили другие страны Европы, Америка, а в 2002 году “Ночь в музее” впервые прошла в России — в Красноярске. Теперь она охватила практически весь мир.
В Кировске “Ночь в музее” организовали сотрудники историко-краеведческого музея имени Кирова. Вначале я попал на краткосрочные курсы ликбеза в “Домике Кирова”, где сохранилась атмосфера 30-х годов прошлого столетия. В роли одного из народных просветителей оказалась Елена Химчук, заместитель начальника городского отдела культуры. Она познакомила меня с забытой наукой педологией, которая в прошлые годы по заданию коммунистической партии изучала детство и занималась формированием нового “социалистического” человека. Но в 1936 году задание было провалено, и педологию объявили “лженаукой”. Однако ее отголоски дожили и до наших дней.
Что в имени моем?
Ох и странными же были некоторые имена, появившиеся сразу после Октябрьской революции 1917 года! До курсов я был уверен, что Гертруда — это имя матери Гамлета и переводится с немецкого как “воительница”. Но, оказывается, правильное его значение — Героиня труда. Мне тоже предложили выбрать себе имя, окрашенное революционной идеологией. Я выбрал Шаэс — Шагающий экскаватор, хотя в предоставленном списке были имена и более “благозвучные”. Например: Юнпибук — Юный пионер будущий комсомолец, Дележ — Дело Ленина живет, или Ласт — Латышский стрелок. Многие Димы живут и не знают, что их имя означает — Диалектический материализм.
После “крестин” я прошел тестирование, выполнил задания по арифметике и русскому языку, почти правильно решил задачу в три действия, написал пером прописи и небольшой диктант: “За детство счастливое наше спасибо, родная страна!”, за что и получил диплом о прохождении курсов ликвидации безграмотности. Да, совсем забыл, мы еще на счетах считали! Увлекательное, скажу вам, занятие.
Как оказалось, я стал последним посетителем музея в ту ночь. До закрытия оставалось четверть часа, а я так и не успел поиграть в компьютерную игру, основанную на советских реалиях, увидеть документальную хронику, побывать в залах, где представлены новые выставки и экспозиции. Но сфотографироваться в образе жителя Хибиногорска у меня получилось, и не только у меня, но и у сотрудников музея. Они даже разыграли небольшую импровизированную сценку в стиле ретро — артисты, хоть в кино снимай! Жаль, что зрители уже разошлись. В следующем году приеду сюда пораньше и побуду подольше.