Осенью Лизонька пойдет в школу. Пока она ходит в сад, где раз в неделю, в выходной день, детей готовят к школе. На занятиях они учатся писать, читать, считать. В саду, куда ходит мой сын, к счастью, таких занятий нет. Разве не в школе дети должны научиться всему тому, что сейчас постигает Лиза и многие ее ровесники?
Еще до рождения
Тринадцать лет назад я вынашивала свою дочь. Тогда я впервые услышала о том, что уже в утробе матери ребенка можно развивать и воспитывать. А именно: слушать хорошую музыку, ходить в музеи, любоваться на красивые вещи, природу. И никаких негативных эмоций! Такой подход должен был в результате принести талантливого и гармонично развитого ребенка. Мне эта идея понравилась.
Так и прошла вся моя беременность — спектакли, концерты, выставки. Удивительно, но до той поры я ненавидела классическую музыку, а тут… ее прослушивание стало приносить мне колоссальное удовольствие. Мало того, я убедилась, что и ребенок действительно ее слышит и даже имеет свои предпочтения.
Например, Бах был отвергнут категорически. Как только я ставила кассету с его музыкой, в животе начиналось такое!.. Меня больно пинали изнутри до тех пор, пока я не выключала магнитофон. А вот Моцарт и Вивальди пришлись по вкусу — в животе начинались неспешные, я бы даже сказала, умиротворенные покачивания. Не иначе танцует, думала я. Чувствовалось, что ребенок доволен.
Хорошая девочка получилась
Я люблю вспоминать тот период своей жизни. Да и дочка получилась что надо! Я не знаю, действительно ли на нее оказала влияние моя культурная жизнь во время беременности, но Сашка меня удивляла своей сообразительностью с самого рождения.
Она была на редкость спокойной, рано пошла, рано научилась говорить. А когда ей было два года, я случайно узнала, что она знает все буквы. И ведь я специально не учила ее азбуке — просто очень много ей читала.
И вот однажды, когда я готовила обед, Сашка притащила книжку, уселась на пол, ткнула пальцем в букву «М» и назвала ее. Я порадовалась. А Сашка продолжила — последовали буквы «А», «О» и «Д». Я бросила готовку и села рядом с дочкой. Мы перебрали все буквы алфавита, и все Саша знала.
Та же самая история произошла и с чтением. Дочка как-то спросила:
— Мам, хочешь, я тебе почитаю?
Я, конечно, думала, что Саша по памяти будет рассказывать сказку, делая вид, что читает. Но я ошиблась. Дочь взяла книжку, которую я ей еще не читала.
Сейчас Саша уже в седьмом классе. Я не контролирую приготовление уроков и уж тем более не проверяю их. Девочка моя, как всегда, делает все сама, и если я удивляюсь какому-то ее новому умению или знаниям, она, как обычно, говорит:
— Ой, ну мам, я всегда это знала и умела.
Совсем другой
А вот сынок у меня совсем другой. Он младше сестры на шесть лет. И моя беременность с ним протекала совсем по другому сценарию. Мне было не до выставок и концертов. Первые три месяца меня мучил страшный токсикоз и все время хотелось спать. А потом мы с мужем попали в автомобильную аварию, и начались бесконечные больницы, переживания и проблемы.
Но, несмотря на это, сын тоже получился на славу. Спокойный, добрый, веселый. Вот только обучается он не так скоро, как дочь. Я точно так же, как и ей, много ему читаю. Но в свои шесть с половиной лет он не запомнил еще ни одной буквы. А я не очень и настаиваю. В школу пойдет, там и научится. Поэтому я рада, что в саду тоже сына не заставляют учиться.
Я очень сомневаюсь, что дочка «развила свою память» моими стараниями в период беременности. Просто она девочка, а девочки, как известно, быстрее развиваются. Но это только пока растут. А вот когда станут взрослыми, я сомневаюсь, что их способность мыслить, запоминать, делать выводы будут отличны в зависимости от того, кто раньше научился читать.
Куда торопиться?
С мамой Лизы мы даже поспорили на этот счет. Она прилагает все усилия, чтобы ее дочка как можно раньше и как можно больше узнала. Кроме занятий в саду, у Лизы есть еще английский, фортепиано, танцы, роспись по батику, бассейн. Но маме Лизы этого недостаточно. Она размышляет над тем, куда бы еще «пристроить» свою дочь.
Смешно и грустно видеть маленьких детей, которые вместо того, чтобы побеситься, выполняют домашние задания, идут по улице с рюкзаками за спиной на «очередные внеочередные» занятия.
Где-то я читала, что грудному ребенку надо показывать карточки с буквами и произносить их вслух, тогда он очень быстро их запомнит и уже до года будет все знать. Мне так и хочется спросить у авторов методики: а зачем? Куда вы торопитесь, уважаемые взрослые? Или я вообще ничего не понимаю в воспитании и образовании детей?
Мнение cпециалиста
Внутриутробное психологическое развитие действительно оказывает большое влияние на психическое состояние и способности родившегося ребенка, и различия между мальчиками и девочками в данном случае ни при чем. Травма во время беременности, стресс, даже обида могут повлиять на эмоциональное и интеллектуальное развитие, что, возможно, и произошло с мальчиком. Однако специальная психотерапия может сгладить негативные последствия пренатального периода.
О том, как воспитывать ребенка после рождения, дает ответ концепция В.С. Смирнова, где рассматривается индивидуальное развитие ребенка как повторяющее культурное становление человечества.
Период от двух до пяти лет — это отголоски первобытного общества, когда зарождался язык и появилась человеческая речь. Дети этого возраста — творцы слова, они любят повторять слова, фразы, экспериментировать с языком. Они свободно могут выучить два-три языка, поскольку чувствительность к грамматическому строю и синтаксической структуре речи наиболее высока. В воспитании должна преобладать лингвистическая доминанта: надо больше читать ребенку, разговаривать с ним, разучивать стихи, песни.
Период от пяти до десяти лет соответствует античному периоду, когда ребенок — творец формы, цвета, ритма и наиболее чувствителен к восприятию гармонии движений, линий, пропорций, красоты, природы, любых видов искусства, от декоративно-прикладного до театрального. Значит, в воспитании должна преобладать эстетическая доминанта. Рисование, лепка, музыка, ручной труд, театрализации, физкультура являются насущной потребностью ребенка и самой лучшей духовной пищей, конечно, если это не сопряжено с перенапряжением или страхом перед преподавателем.
Возрастной этап от 10 до 13 лет соответствует периоду средневековья. Ребенок, утверждаясь в коллективе друзей, как губка впитывает нравственные критерии, поведенческие нормы, как плохие, так и хорошие. Формируется кодекс чести, который впоследствии изменить очень трудно. Доминантой в воспитании должно быть формирование нравственности, понятий добра и зла в процессе общения со сверстниками. Рекомендуются групповые формы работы на уроках, совместные мероприятия с одноклассниками или друзьями, тренинги, выезды на экскурсии, походы.
Возраст 14-17 лет соответствует эпохе просвещения. Доминантой является развитие интеллекта, общих и специальных способностей, ориентация в мире профессий. Значит, усиленная интеллектуальная работа на высоком уровне теоретической сложности нужна именно в этот период, а не в дошкольном и младшем школьном возрасте, как это сейчас делается везде и всюду. Программы опережающего развития для малышей излишне теоретизированы и абстрактны, а ведь в этот период преобладающим является образное конкретное мышление. Такое обучение, по сути, взламывает естественную программу детского развития, и за это мы потом расплачиваемся потерей интереса к учебе, нарастающей ленью, скукой и агрессией в старших классах, что подтверждается нашими исследованиями, проведенными в апатитских школах.
Естественно, если ребенок хочет читать в три года и решать задачи в шесть лет, надо поощрять его, но тех детей, кто не хочет этим заниматься, нельзя заставлять. Подготовка к школе должна быть психологической, а не информационной. Надо развивать навыки общения, умение действовать по правилам, выполнять инструкции, концентрировать внимание, справляться с негативными эмоциями. Тогда ребенку легко будет учиться в школе, независимо от начального уровня знаний.
Психолог Татьяна Дьяченко.
Психологический центр Татьяны Дьяченко приглашает продвинутых учителей и родителей на тренинг «Как воспитать счастливого и успешного ребенка» Цель: знакомство с принципами ненасильственного воспитания, развитие практических навыков позитивного общения, решения конфликтов, эмоциональной регуляции.
На тренинге вы сможете получить информацию:
— о новом поколении детей (дети индиго);
— о негативном влиянии давления и насильственных методов воспитания на жизненный сценарий ребенка;
— о принципах позитивного подхода к воспитанию, позволяющего сформировать у ребенка уверенность в своих силах и достигнуть успеха.
Сможете получить навыки позитивного мотивирования ребенка (без угроз и внушения чувства вины), преодоления детских капризов и лени, научиться решать конфликтные ситуации с детьми в режиме сотрудничества, когда выигрывает каждый. Овладеть навыками эмоциональной регуляции.
Дата тренинга будет установлена по мере формирования группы. Продолжительность 12 часов (в выходные). Стоимость 1200 рублей.
Тренинг проводит психолог высшей категории, кандидат психологических наук Татьяна Михайловна Дьяченко.
Запись по телефону 8 (964) 309-08-27.
Благодаря этой статье я поняла, что не буду отдавать своего ребенка в садик с программой Петерсон, хотя раньше и думала об этом. Хочу, чтобы у него было детство, а не сплошной стресс. Спасибо!