На этой неделе сотрудники ГИБДД пригласили репортера “ДД” в очередной рейд. Наблюдать планировали за “зебрами”, а точнее, за пешеходами и водителями, по ним передвигающимся.
А получилось…Когда машина не спасет
Вторник, конец рабочего дня. Патрулируем пешеходные переходы в районе Дворца культуры. Первые десять минут ничего особенного не происходит — пешеходы и водители ведут себя на дорогах по правилам. Похоже, полицейская машина — самый мощный стимул.
Но вдруг инспектор начал останавливать одну машину за другой. Причина во всех случаях была одна и та же — пассажиры-дети, которых водители везли не по правилам. Меньше чем за час инспекторы составили пять протоколов: родители или дедушки везли детей просто так. Без кресел или других специальных удерживающих устройств, а то и вовсе не пристегнув ремнем безопасности. Как оказалось, причин несколько — по крайней мере, сами водители видят их так.
Первая: водитель уверен, что при городском скоростном режиме и наличии “крепкой машины” использовать для ребенка ремень безопасности нет смысла. Однако многочисленные исследования доказывают совершенно обратное. При столкновении автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 50 километров в час на организм взрослого человека весом 80 килограммов воздействует удар силой в две тонны. На ребенка же в этом случае приходится удар силой в 500 килограммов.
Для пассажиров, сидящих сзади и не пристегнутых ремнями безопасности, лобовое столкновение очень опасно. В момент удара о потолок и стойки кузова они могут получить смертельные травмы головы. А средний пассажир при фронтальном ударе может даже вылететь через лобовое стекло.
Ремень по горлу
Причина вторая: водитель уверен, что, пристегнув совсем маленького ребенка “взрослым” ремнем, он обеспечил ему безопасность.
— Представляете, что будет при резком торможении?
— Да нормально все будет, — легкомысленно отмахнулся водитель, перевозивший таким образом четырехлетнего малыша.
И это “нормально” опыт опровергает. Согласно немецким статистическим данным, дети на штатных сиденьях, пристегнутые обычными трехточечными ремнями безопасности, получают травмы в пять раз чаще, чем те, кто совершает поездки в детских сиденьях или с устройствами, подобранными по росту и комплекции. Объясняют это тем, что детские шейные позвонки еще не окрепли и при столкновении не способны удержать голову, поэтому исходом аварии является перелом позвоночника. Также ремень, который попросту не может лечь на тело ребенка правильно, при ударе или резком торможении может врезаться в горло и задушить малыша.
Знайте правила!
Всех водителей, с которыми мы встретились в тот день, объединяло одно — слабое знание ПДД в части перевозки детей. Они твердили об одном: покупать автокресло смысла нет. Один объяснял — подвез знакомую с дитем, другой говорил, что в машине возит довольно “взрослого” ребенка, которого в кресло сажать просто смешно.
Но кто сказал, что есть только кресло? В ПДД четкого указания нет. Да, для совсем маленьких пассажиров кресло, как ни крути, — самый безопасный вариант. А для случайных попутчиков или детей постарше Правила разрешают использовать другие средства. Самый простой и дешевый — адаптер для ремня безопасности. Стоит копейки, а пользы от него много. Он позволит надеть на ребенка ремень безопасности правильно — так, чтобы и держал, и не задушил. А также избавит водителя от неприятного общения с инспекторами ГИБДД и штрафа, который сейчас составляет 500 рублей. И никаких альтернатив, типа предупреждения, закон здесь не предусматривает.