А мы и не знали…

Что такое детская железная дорога, как попасть в музей с паровозами и кого можно встретить в провинциальном городке

Михаил Кузнецов и Дмитрий Ларионов - бронзовые призеры Пекина - на окуловском гребном канале. Фото Елены Балабкиной

Удивительные находки можно сделать и в хорошо знакомых городах. Так хобби нашего ребенка — железная дорога — помогло нам увидеть красивые места и узнать много нового  в Казани и Санкт-Петербурге. А любопытство привело на гребной канал в городке Окуловка Новгородской области.

Казань.  Детская железная дорога
За несколько лет жизни в Казани мы увидели все исторические места и памятники этого города. Поэтому, отправляясь туда в конце мая, никаких экскурсий по городу не планировали. Казань продолжает готовиться к универсиаде 2013 года, в городе огромное количество строек и серьезные транспортные проблемы. Зато сразу договорились, что съездим на детскую железную дорогу (ДЖД). Раньше мы о ней лишь слышали.
ДЖД находится на отдаленной окраине Казани, в поселке Залесный. Это узкоколейная дорога протяженностью чуть более четырех километров. Две станции — “Молодежная” и “Изумрудная”, на каждой есть вокзал с залом ожидания, диспетчерской и кассами. И две остановочные платформы — “Березовая роща” и “Спортивная”. По ДЖД курсирует состав из тепловозика и четырех вагонов. Называется “Радуга”. Есть свое депо и учебный корпус. И все это работает, только сотрудники железной дороги — дети. За три года (столько длится полный курс обучения) школьники осваивают все железнодорожные профессии — от путейца и проводника до машиниста и диспетчера. Занятия проходят три раза в неделю, после уроков. Из города дети приезжают специальным автобусом. Прокатиться по ДЖД можно с 1 июня по 31 августа, детский билет стоит 50 рублей, взрослый — 60.

Казанская ДЖД, станция “Молодежная”. Пытаемся рассмотреть тепловоз через окно депо. Фото Елены Балабкиной

Увы, мы попали на ДЖД 25 мая, когда “Радуга” еще только готовилась выйти в первый рейс сезона. Зато пожилой гостеприимный охранник не только рассказал все о дороге, преподавателях и детях, но даже на три минуты пустил нас в вагон, чтобы ребенок посмотрел. А вот тепловоз мы разглядывали через окна депо.
И тут осенило: пусть нельзя прокатиться, но пешком пройти по маршруту никто не мешает! И мы прошли. Сначала — по рельсам через лесок, а потом — через шикарный сосновый бор. Птицы поют, ландыши цветут, воздух сосновый — красота. По дороге обсудили устройство стрелок, переездов и прочие тонкости железнодорожного дела. И тут мы увидели ПАРОВОЗ! Все памятники-паровозы, которые стоят на станциях Октябрьской железной дороги, годятся ему разве что в детеныши! Этот был огромен и прекрасен. Стоит он на въезде в Юдино — поселок, в котором находится огромное депо Горьковской железной дороги.
Четыре километра прогулки нас очень впечатлили, обратно уехали автобусом и решили, что вернемся на ДЖД, как только опять будем в Казани. Если вы попадете туда раньше, прокатитесь обязательно. Кстати, у ДЖД есть свой сайт — www.kazandzd.ru, где можно узнать подробности, расписание и время работы.

Санкт-Петербург. Музей Октябрьской железной дороги

Шикарные паровозы и трогательная дрезинка в музее Октябрьской ЖД. Фото Елены Балабкиной

Он находится на набережной Обводного канала, на территории бывшего Варшавского вокзала. Станция метро “Балтийская”, метров 200 до нового торгово-развлекательного комплекса “Варшавский экспресс”. Сразу за “Экспрессом” — экспозиция техники, чуть далее — здание музея. Посещать мы его не планировали, не знали даже, что он существует. В Интернете толковой информации мало — и про этот музей, и про другие железнодорожные. Оказалось, что музей в Шушарах, о котором мы знали, теперь лишь запасная база, технику из него перевезли как раз на бывший Варшавский вокзал.
Два праздничных дня — 11 и 12 июня — мы провели в Питере и почему-то были уверены, что в День России музеи работают. Ан нет, выходные. К счастью, техника стоит под открытым небом — и рассмотреть ее можно через решетчатый забор, и сфотографировать.
Экспозиция шикарная: паровозы и вагоны, построенные еще в царские времена, первые советские тепло- и электровозы, современный ракетный комплекс на базе железнодорожных вагонов, первый советский скоростной поезд ЭР-200, специальная техника.
Влюбленным в ЖД здесь рай земной. Следующий отпуск сын пожелал начать с Петербурга и этого музея.

Окуловка. Слаломный канал

Кубок России по гребному слалому. Разминка перед стартом. Фото Елены Балабкиной

Городок Окуловка вы проезжаете каждый раз, когда из Апатитов поездом едете в Москву. Многие из Апатитов и Кировска высаживаются там, чтобы добраться в Боровичи или Кулотино. Я в Окуловку езжу всю жизнь и никак не ожидала обнаружить что-либо оригинальное и неизвестное. До сих пор даже многие местные не подозревают, какое грандиозное сооружение есть рядом, хотя Окуловский слаломный канал открыли в 2008 году.
Река Перетна, на которой он расположен, вообще-то мелкая и тихая, но в одном месте, где когда-то была ГЭС, делается быстрой и бурной, а русло, после того как ГЭС в 60-х годах смыло паводком, густо засыпано камнями. Это место случайно обнаружили люди из Федерации гребного слалома России. Оказалось, что оно идеально подходит для трассы гребного слалома и финансово выгодно: работ по изменению русла и строительству преград — минимум, а до Питера — три часа поездом. В 2008 году прошли первые соревнования, а в 2009-м — чемпионат и Кубок России по гребному слалому. Комментировать прилетал Дмитрий Губерниев — своими криками, слышными километра на два, нервировал всех собак в округе. Кстати, председатель федерации, он же министр иностранных дел Сергей Лавров, тоже был. А одними из победителей чемпионата стали Михаил Кузнецов и Дмитрий Ларионов, годом раньше выигравшие “бронзу” на Пекинской олимпиаде. Вот так пойдешь на речку погулять в тапках и халате, а тут такие люди…
Этим летом мы побывали на канале и убедились, что он не только сохранился, но и расширяется. Трассу удлинили почти вдвое, расширили и облагородили кемпинг. Все деревянные постройки — кухни, туалеты, летние души — на месте, кругом красивые плетеные заборчики, масса палаток и трейлеров. Ведь здесь можно не только посмотреть соревнования, но и пройти школу сплава на байдарках и каяках. А можно просто отдыхать несколько дней, если вы любите ночевать в палатках, а вечерами посидеть у костра. При этом совсем рядом магазины, аптеки и автобусные остановки, ведь канал-то в черте города, прямо за Окуловской бумажной фабрикой, кстати, памятником промышленной архитектуры. Подробная информация, фото и прочие подробности можно найти на сайте www.okulovka-kanal.ru.

Это интересно(0)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *