В поселке Умба бываю часто, практически каждое лето.
В это время года здесь проходят знаменитые Поморская регата и фольклорный фестиваль. Гостей приезжает много, и за обилием мероприятий праздника не успеваешь узнать, чем живут здесь люди. В этот раз попал сюда зимой и познакомился с Умбой поближе.
Пять пудов жемчуга
“Есть на свете город Умба — это северный причал. Лучше города, чем Умба, до сих пор я не встречал”, — пел в свое время известный советский эстрадный исполнитель Эдуард Хиль. И был не прав только в одном: Умба — это поселок городского типа и городом никогда не был. Но насчет красот и достопримечательностей здесь все в порядке. Начну я с одной истории.
Умба — одно из старейших поселений Кольского полуострова, впервые упоминается в 1466 году. “Умба” в переводе с саамского — “закрытая”. Русские люди проникли сюда еще в X веке и стали называться поморами. С местным населением, карелами и саамами, всегда жили мирно. С конца XVII века село стало вотчиной Соловецкого монастыря, в 1765 году построившего здесь церковь Воскресения Христова.
При Екатерине Второй, в 1764 году, монастыри лишились своих владений на Кольском полуострове. Все угодья перешли к крестьянам, которые стали платить подати государству. Земледелием здесь почти не занимались. “Море — наше поле”, “Даст Бог рыбы — даст и хлеба”, — говорили поморы.
Рыбный промысел не мог существовать без солеварения. Только возле Умбы-деревни стояло восемь варниц. Соль, вывариваемая из морской воды, называлась “бузун”. На реках Терского берега даже добывали жемчуг, который высоко ценился на Руси. Известно, что во время венчания Ивана Грозного на царство он предстал в одежде, “осыпанной пятью пудами северного жемчуга”. Лично я не могу представить одежду весом более восьмидесяти килограммов…
До и после революции
В 1898 году поблизости от села, на берегу залива, возник рабочий поселок при Умбском лесопильном заводе. Первоначальное название — поселок Лесной. Потом появился небольшой грузовой порт.
Революционные веяния начала XX века слабо затронули умбских крестьян. Прежний уклад общинной жизни продолжал существовать почти без изменений. В советское время здесь была хорошо налажена промышленность. Заготавливали и сплавляли по рекам много леса. Ловили очень много рыбы — семги, сига, щуки, налима, окуня, камбалы, зубатки и других пород.
Память людей и местный музей хранят сведения о том, что в Умбе в советское время работал пищевой комбинат. Сельское хозяйство было на самом высоком уровне. Сегодня с трудом верят, что здесь было постоянное пароходное сообщение с Архангельском, Кандалакшей.
Кстати, дорога на Кандалакшу была построена только в 1979 году, до этого на “большую землю” добирались самолетом или вертолетом через аэропорт Кировск.
Нынешнее время
Сегодня былая слава Умбы несколько померкла, но потихоньку вновь возрождается промышленность, развивается предпринимательство. Например, сегодня здесь браконьеров практически нет. Местные жители покупают лицензию и имеют свои тоневые участки на реке, где занимаются рыбным промыслом, ловят в основном семгу. Вот уже несколько лет работает рыбоводный завод, где выращивают мальков семги. Есть предприятия по заготовке и обработке древесины.
Если искать достопримечательности, то начинать нужно со старого села, что на правой стороне реки. Там до сих пор стоят и здравствуют деревянные домишки дореволюционного времени. Там я познакомился с местным рыбаком Сергеем, он ремонтировал снегоход возле своего дома, построенного в 1917 году. Он считается здесь еще молодым, в смысле, дом. Ну и Сергей тоже пока не старый. Главное, что на жизнь не жалуется и говорит, что все у него хорошо. Это радует.
В тринадцати километрах от села, на мысе Анин Крест, находится Умбский лабиринт (по-поморски “вавилон”), то есть — извилистый, волнообразный. Его предназначение до сих пор остается тайной. Кто-то говорит, что это обыкновенные жертвенники, другие заверяют, что это ни много ни мало — двери в какие-то другие миры. Если из Умбозера спускаться вниз по течению, то путь будет пролегать через Канозеро, где в 1997 году на островах были обнаружены наскальные изображения (петроглифы), датируемые III-II тысячелетиями до нашей эры. И петроглифы, и Умбский лабиринт взяты под охрану государства.
Аметисты с мыса Корабль
В 120 километрах от Умбы, на берегу Белого моря, находится мыс Корабль, он славится большим месторождением аметистов. В детской районной библиотеке поселка есть даже музей аметиста, который основал профессор московского университета Николай Фришман, работавший здесь одно время. Он подарил библиотеке свою коллекцию аметистов, вот с этого все и началось.
В библиотеке мне посчастливилось встретиться с Нелли Приваловой, заведующей читальным залом. Об аметисте она знает все. Как ювелирные украшения здешние аметисты начали использовать с XVI века. Это был единственный источник отечественного аметиста, пока в XVIII веке не были открыты Уральские месторождения.
Сегодня библиотечные стеллажи украшают не только разные образцы аметиста, но и поделки из него. Некоторые экспонаты приносят жители поселка. Здесь есть и другие минералы — кварц, флюорит. Школьники и взрослые с удовольствием проводят в библиотеке время.
Жизнь без суеты
Люди в поселке и правда хорошие. Очень приветливые. За целый день я не встретил ни одного хмурого лица, а если удавалось побеседовать, то никто не сетовал на жизнь, все говорили, что живут хорошо. Что удивительно, в Умбе мне ни разу не попались на глаза люди асоциального вида. Как сказали местные бабульки, бомжей и бездомных здесь нет. Был не так давно один — Коля Глыба (то ли прозвище такое, то ли фамилия), но решил поменять все и уехал на мурманское подворье Трифонов Печенгского мужского монастыря.
Я обратил внимание, что в поселке очень много молодых мам с колясками. Все как-то степенно, спокойно, не суетливо. Попытался фотографировать людей — получилось, никто не отказал, хотя и опасались, что выложу где-нибудь “ВКонтакте”. Но когда узнали, что я из “Дважды Два”, успокоились и сказали, что знают про такую газету, и даже иногда читают, нравится. И мне тоже было приятно.