Поменять жизнь в городе на жизнь в лесу хоть ненадолго — такое решение сможет принять не каждый. Для этого нужно очень любить спать в палатке, кушать у костра и мыться в импровизированной бане.
Но такие люди есть — они живут сами по себе на берегу Корниловой губы.
Вместо города
Вообще-то в этом месте последние несколько лет апатитский Молодежный центр собирал “Город солнца” — в августе три-четыре дня здесь работала, отдыхала и пела песни творческая и околотворческая молодежь. Но в этом году, как я слышала, решили “Город” не собирать. О том, что на берегу все-таки кто-то живет, нам сообщил читатель.
— Мы с женой были там в воскресенье, — рассказал по телефону Александр Николаевич, — и расстроились. Неужели этих молодых людей никто в Молодежном центре не научил, что нужно убирать за собой мусор? И кто им разрешал спиливать деревья?
Как выяснилось позже, Молодежный центр к нынешнему поселению никакого отношения не имеет. Но его руководитель Ирина Файель тут же вызвалась поехать со мной на место, а по дороге рассказала, почему этим летом они сделали паузу.
— Мы пять лет проводили фестиваль недалеко от Кандалакши, затем решили перебраться в Корнилову губу, — говорит Ирина. — Обычно приезжали за день до открытия, убирали на поляне весь чужой мусор, строили туалет, обустраивали сцену, места для палаток.
На фестиваль собираются в основном люди творческие, и четыре дня город живет своей жизнью: концерты, мастер-классы, ярмарки, выставки. В прошлом году официально в “Городе” зарегистрировали 362 жителя.
Правда, вечерами к нам целыми машинами приезжали люди из города — потусоваться, на дискотеку. И объяснить им, что мы дискотек не проводим, было крайне трудно.
В этом году решили тайм-аут взять — поискать другое место, чтобы и удобно было, и красиво, и не так доступно для тусовщиков. Все-таки это будет юбилейный, десятый, “Город”, хочется сделать его особенным.
Чей мусор?
Пока разговаривали, доехали до места. Правда, оставили машину поодаль и минут десять шли до нужной поляны вдоль озера. Места здесь и правда очень красивые. Не сказать, чтобы было грязно, но следы пребывания человека встречаются. Причем самые замусоренные поляны, с большими свалками, находятся далеко от того места, где в этом году собрались любители “дикой” жизни. Вряд ли они свой мусор туда носят, скорее всего, это остатки отдыха людей, приезжающих сюда на пару-тройку часов. И каждая компания норовит свой очаг соорудить — от этого все побережье в кострищах.
На территории лагеря все оказалось убрано — мусор в пакетах ждал вывоза. Поселенцы, кстати, и ближайшие стоянки периодически очищают — время на это у них есть.
Стихийный лагерь, возникший здесь в августе, собрался по объявлению “ВКонтакте” — люди решили провести три недели у озера и приглашали всех желающих, причем правила пребывания обговорили (там же, в Сети) заранее. Организаторы предупредили: все мыльные процедуры — подальше от озера, в кострах жечь только сушняк, там же — окурки и мусор, который можно спалить. Под остальные отходы у поселенцев должны быть мусорные мешки, которые каждый обязан вывезти.
Мы оказались на месте в понедельник вечером, застали только одну палатку. Вокруг все было убрано. Единственное, что покоробило — на соседней поляне, жильцы которой уже уехали, к двум соснам гвоздями приколочен стенд с фотографиями и записями. Но его (все согласились, что это нехорошо) обещали демонтировать.
Возможно, ребята и используют для устройства своих жилищ спиленные молодые сосенки, но особой нужды рубить живые деревья здесь нет — вокруг очень много вывернутых с корнями растений. Пеньки с корнями сама видела — скорее всего, именно их и использовали в качестве стройматериала для той же бани.
В баню (шалаш, обтянутый плотным полиэтиленом, с очагом внутри) нас пригласили, но мы не рискнули. Так что, рассказать, как она действует, не смогу. Но те, кто из нее уже вышел, выглядели довольными и чистыми.