Чтобы научиться выдувать реторты и пробирки, Дима Гмыря два месяца делал динозавров. С тех пор на подобные безделушки у него «аллергия». А венецианское стекло для него не значит ничего. У Димы свое понятие о красоте.
Делать руками
В детстве Дима Гмыря очень хотел стать учителем истории. Говорит, в четвертом классе влюбился в учительницу. Но… когда окончил школу, пошел изучать квантовую электронику.
— Я тогда очень любил научную фантастику, — объясняет Дима. — И название специальности показалось мне интересным. А на втором курсе понял, что это не мое. Я до самого последнего дня в университете очень мучился — так тяжело было учиться, так мне это все не нравилось. Но в армию я хотел еще меньше.
Окончив институт, Дима приехал в Апатиты. Сразу пошел в Геологический институт стажером. Но к этой науке у него душа тоже не лежала.
— Я всегда хотел делать что-нибудь руками, — говорит Дима. — Поэтому какое-то время работал с камнями в «Салме»: делал подсвечники, часы, фигурки. А шесть или семь лет назад появилась возможность работать со стеклом. Меня взяли в Институт химии стеклодувом. Но сначала отправили учиться в Петрозаводск.
Учился Дима всего месяц, поэтому большим мастером себя не считает. Там, в Карелии, ему передали только азы работы со стеклом, многое приходилось узнавать уже на практике. Сейчас, утверждает Дима, он единственный стеклодув на Кольском полуострове.
Дырки на память
Дима Гмыря делает с помощью рук и дыхания колбы, мензурки, реторты и прочее лабораторное оборудование для Института химии. Его рабочее место завалено стеклянными трубками разной толщины, спиралями и емкостями самых невероятных форм.
Метод выдувания, который использует Дима, требует гораздо меньшей работы легких. Он только поддувает жидкую стеклянную массу, которую плавит не в огромной печи, а на газовой горелке. И тайную смесь, как венецианским стеклодувам, ему готовить не надо. Дима использует специальные заготовки — стеклянные трубы и трубочки. Правда, его это нисколько не смущает.
— Токарь ведь не плавит железные болванки, а пользуется готовыми, — говорит он.
В соседней комнате Дима работает с кварцевым стеклом. Говорит, с ним гораздо легче, оно не так часто трескается.
Кварцевое стекло плавится при температуре 2000 градусов. Термостойкое, из которого Дима Гмыря делает колбы, требует жара поменьше. Во время работы пальцы стеклодува находятся в паре сантиметров от пламени. Редко, но иногда Дима обжигается.
— А бывает, дую через трубочку, отложу ее в сторону, а потом забуду, что она горячая, начинаю дуть с другой стороны и обжигаю губы, — смеется Дима. — Иногда шарики горячего стекла падают на колени.
В последних случаях Димины коленки спасает специальный черный халат. Прожженные стеклом дырки он обшивает красными нитками. На память.
Красота и пошлость
И подсвечник из камня, и кварцевый граненый графин требуют одинаковой кропотливой работы руками. Но Дима говорит, что со стеклом работать труднее.
— Стекло требует вдумчивости. Нужно чувствовать, как оно течет. К тому же нужно действовать и легкими, и руками одновременно. Даже делать лабораторное оборудование — наполовину творчество. Надо думать, как спаять тоненькие стеклянные капилляры, прикрепить маленький краник или спираль. Это тонкая работа.
А еще Дима считает, что делать колбы и мензурки гораздо интереснее, чем цветные стеклянные фигурки-сувениры.
— Мне нравится утилитарная красота, — говорит он. — То есть вещью должны пользоваться. Поэтому я не делаю и никогда не буду делать фигурки-сувениры — всяких чертиков, собачек. Это верх пошлости.
Правда, не делает он их сейчас. А когда учился, выдувал стеклянных динозавров. Их мастерить легче всего — никто ведь не знает, на каком именно месте у динозавра должен быть рог. Свои первые работы Дима Гмыря подарил сыну.
— А еще я как-то раз сделал волшебную палочку, — рассказал Дима. — Подруга играла фею на детском утреннике. Я решил ей помочь.
Если бы у Димы была своя мастерская, он бы делал чаши для ароматических масел, шары или волшебные палочки и дарил бы своим друзьям.
очень нежная статья.