Апатиты. «Талантливые люди талантливы во всем. Эти слова, конечно, о жизни и творчестве академика Ферсмана, но и к Татьяне Васильевне они относятся в полной мере», — сказала на открытии выставки Евгения Пация, руководитель Музея-архива истории изучения и освоения Европейского севера. Именно тут, в музее, накануне Дня геолога открылась выставка художественных работ Татьяна Рундквист, кандидата геолого-минералогических наук, заместителя директора по науке ГИ КНЦ РАН. В Геологический она, выпускница Ленинградского университета, пришла работать в 1976 году. С тех пор ее научные интересы относились, по большей части, к области платинометалльных объектов Кольского региона, в том числе в Федорово-Панском комплексе. Кроме того, Татьяна Васильевна преподает – она доцент Апатитского филиала МГТУ.
Но в первую очередь она, конечно, геолог, а среди них много художников-любителей. А еще геологи чаще прочих пишут стихи и песни, делают художественные фото, только выставляться на публику, да и говорить об этих увлеченьях, не спешат. И не просто от скромности, но, вероятно, из-за высоких стандартов, предъявляемых к профессионализму, — так принято в науке.
Вот и Татьяна Рундквист ранее всего раз оформляла в Музее-архиве свою вставку — больше 20 лет назад, во время международного гендерного форума. Сегодня большая часть ее работ находится в частных коллекциях, многое подарено друзьям и коллегам…
А ведь живописи Татьяна Васильевна специально не училась – просто в детстве познакомилась с юношей-студентом художественного факультета института кинематографии Сашей. Мама Татьяна попросила Сашу сделать портрет дочери, и он, пока работал, показывал девочке живописные приемы, знакомил с подготовкой холста. Тогда ее настолько поразил запах масляных красок, что она решила – и у нее такие будут, а позже начала рисовать в разной технике, не только маслом. А тот самый юноша, Александр Шкуренко, впоследствии стал выдающимся театральным художником.
Сейчас она почти не пишет – нет времени, много трудовых обязанностей. Зато практикует небольшие оригинальные поделки из пуговок, бусин, ремешочков и веточек – для тренировки мелкой моторики. Все это также представлено в музее, и так же мило и оригинально, как…
Да, конечно, ее работы! На персональной выставке, в основном, пейзажи и натюрморты, причем очень разнообразные по колористике и подаче, по настроению и свету. Никто не может пройти мимо полотен с изображением букетов, пусть даже наших скромных северных цветов. Очень эффектны полевые зарисовки, интересно поданы городские пейзажи. Жаль, что не все задумки воплотились, но вторая дорога – наука – уводит от творчества, не позволяя отдаться ему целиком.
И вновь о геологах, коллегах: Татьяна Васильевна очень тепло вспоминает Всеволода Баржицкого, который в начале 90-х открыл галерею «Салма» и очень поддерживал тем самым местных живописцев: давал возможность показывать и продавать работы, устраивал выездные выставки-продажи. Творчество выручало в тяжелые времена – тогда картины часто приобретали для подарка, а значит, автор мог продать натюрморт и купить другой: уже из настоящих продуктов, чтобы прокормить семью…
Татьяна Рундквист
Кстати, о самой Татьяне Васильевне так же тепло говорит другой ее коллега – Виктор Балаганский в очерке для журнала «Тиетта». Без витиеватостей сообщает нам — «она очень хороший художник», а также мастер слова (одна из картин, представленных на выставке, сопровождена очаровательной эпиграммой в честь одариваемого), и, конечно же, дела. Очерк, кстати, называется «Рассказ о хорошем человеке» и прочесть его можно тут же, на выставке.