Мурманская область. Времена нынче нервные, и, к сожалению, именно они провоцируют особую активность мошенников. Недавно в отдел полиции обратилась 72-летняя жительница Апатитов с заявлением о том, что ее обманули мошенники. Женщине позвонил неизвестный человек, представился сотрудником правоохранительных органов и рассказал, что кто-то пытается похитить деньги с банковского счета северянки. Причем, по данному факту, якобы, уже возбуждено уголовное дело. Также звонивший сообщил, что через некоторое время с пенсионеркой свяжется сотрудник банка, который поможет предотвратить несанкционированное списание. И действительно, вскоре раздался звонок от «сотрудника банка» — он настоял, что ради сохранности денежных средств необходимо открыть счет в другом банке и, сняв все сбережения, перевести их туда.
Женщина, следуя инструкциям, сняла более 870 тысяч рублей и зачислила их на счет, указанный злоумышленником. Теперь по ее заявлению возбуждено уголовное дело о мошенничестве в крупном размере. Максимальная санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет.
А вот пример того, как человек вовремя спохватился. На днях к полицейским в Кандалакше обратилась 68-летняя женщина. Она рассказала, что в социальной сети вступила в переписку с неизвестным мужчиной. Тот сообщил, что проживает за границей и является представителем медицинской компании, которая планирует открыться в заполярном городе. А для этого, конечно, нужны средства и поэтому свою новую интернет-знакомую «медик» попросил… получить посылку с золотом! Ей всего-то и нужно было оплатить 134 тысячи рублей за пересылку. Злоумышленник сообщил номер счета организации, которая, якобы, будет заниматься доставкой. Также он пообещал, что потраченные денежные средства пенсионерка возместит теми, что будут приложены к посылке.
Женщина отправилась в офис банка, чтобы сделать перевод денег за золото, однако сотрудники учреждения проявили бдительность и отправили женщину в полицию.
А лидером последних дней по материальным потерям смело можно считать 52-летнего жителя Ковдора – он сообщил в полицию, что неизвестные завладели его деньгами в размере более девяти миллионов рублей!
Мужчина рассказал полицейским, что все началось еще полгода назад. Однажды ему позвонила женщина, представилась финансовым специалистом известного коммерческого банка, рассказала о возможности заработка на финансовой бирже и предложила сотрудничество, пообещав высокий доход.
Желая заработать, мужчина согласился. В течение некоторого времени он думал, что вкладывает денежные средства в криптовалюту. Биржевые сделки, как его уверяла помощница, проходят на базе торговой платформы, а прибыль в скором времени северянин рассчитывал выводить на свою банковскую карту.
Однако именно эта операция у него никак не получилась, да и связь с «финансовым специалистом» подозрительно быстро прервалась. Ковдорчанин понял, что общался с мошенниками, и обратился
в полицию.
Возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Максимальная санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет. При этом уже установлено, что по номерам телефонов, с которых выходили на связь с потерпевшим, обнаружены совпадения с такими же фактами мошенничества в нескольких регионах страны.
Правоохранители обращаются к гражданам
с просьбой быть бдительными. Если вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обратитесь в полицию по телефону 02. Сохраняйте электронные свидетельства общения со злоумышленниками — не стирайте смс, переписку в социальных сетях, фиксируйте ссылки или сайты, номера телефонов.
Сотрудники полиции в очередной раз предупреждают граждан об участившихся случаях обмана. Никогда не действуйте по указке посторонних, незнакомых людей, особенно, распоряжаясь деньгами. При малейшем сомнении, прерывайте разговор, кладите трубку.
Кстати, в последние дни мошенники начали применять новые схемы обмана своих жертв на фоне отключения некоторых российских банков от системы SWIFT. Об этом, в частности, предупредил «Тинькофф банк» клиентов в мобильном приложении. «Мошенники используют новые предлоги для обмана, манипулируя отключением от SWIFT: предлагают купить валюту, «защитить» вклады или инвестиции, перевести сбережения на «безопасный» счет», — предупреждает банк.
Кредитная организация дает ряд рекомендаций россиянам. Так, в числе советов — не доверять звонящему, даже если он представился сотрудником банка или правоохранительных органов, никому не сообщать данные карт и кодов из СМС, не верить «выгодным» предложениям. «Не совершайте необдуманных действий, если во время разговора вас о чем-то попросили», — рекомендует банк. При любом подозрительном звонке перезвоните по официальному номеру телефона. Помните, преступление легче предотвратить, чем добиться компенсации ущерба.
Следственное управление СК России по Мурманской области также предупреждает об участившихся фактах телефонного мошенничества, связанного с использованием подмены абонентского номера. Так, мошенники звонят гражданам с подменного телефонного номера, закрепленного за кредитной организацией, представляется ее сотрудником и сообщает, что на имя гражданина злоумышленники пытаются оформить онлайн-кредит. Злоумышленники убеждают гражданина самостоятельно оформить кредит на ту же сумму, мотивируя необходимость этих действий тем, что при наличии двух заявок на кредит банк примет решение об отказе в выдаче денежных средств.
После этого – следующий звонок, теперь уже от псевдо-сотрудника государственного ведомства, который рекомендует следовать инструкциям звонивших ранее якобы представителей банка.
Следственное управление призывает жителей Мурманской области быть бдительными и соблюдать правила безопасности. Не совершайте никаких финансовых операций по инструкциям, полученным в ходе телефонных разговоров! Никому не сообщайте полные реквизиты банковских карт, PIN-код, CVC/CVV-коды и одноразовые пароли для подтверждения операций. Если вам звонят люди и представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов, в том числе органов Следственного комитета, самостоятельно перезванивайте по телефонным номерам данных учреждений, указанных на официальных сайтах, чтобы удостовериться в личности звонящего.
Сами сотрудники следкома никогда не звонят гражданам, чтобы убедить в необходимости действовать по инструкциям третьих лиц, представившихся работниками банковской сферы, равно как не подтверждают факты якобы совершающихся в настоящий момент финансовых операций по банковским счетам.