Апатиты. Немного красоты из коллекции ПАБСИ имени Аврорина
Мы уже познакомили вас с первоцветами, которыми, начиная с 30-х годов, пополняется коллекция Полярно-альпийского сада-института имени Николая Аврорина. Но за весной всегда приходит лето с его броскими, роскошными садовыми клумбами. Клумбы Заполярья, конечно, отличаются от южных, а клумбы научные — от городских. Какие же редкие цветущие растения привозили из экспедиций для ПАБСИ? Об этом рассказывает ботаник-интродуктор, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Полярно-альпийского ботанического сада-института Любовь Вирачева.
В середине лета начинают радовать глаз лилии — эффектные, самого разного окраса и при этом далеко не всегда приятно пахнущие, как, например, лилия Шовица. А вот лилия Буша — растение, характерное для приречных, степных и горных лугов Сибири и Монголии, Китая и Кореи, Дальнего Востока — имеет нежный аромат. Ее активно используют в китайской медицине, а также употребляют в пищу. Лилия Буша имеет ярко-оранжевый окрас узких лепестков звездообразного цветка и очень красива в букетах и на клумбах. Занесена в разряд редких и исчезающих растений.
Лилия кудреватая, наоборот, обладает совсем небольшими бело-розовыми цветочками. Зато растение отмечено в красных книгах самых разных территорий, от Польши и Эстонии до Якутии и Бурятии. Оно растет на лугах и в лесах, в степных зонах, на каменистых склонах от северной тайги до Средиземноморья. Кудреватая лилия используется в монгольской и бурятской медицине, а в Италии на его основе производят настои от подагры. Луковицы лилии употребляют в пищу — в сыром, вареном, жареном и сушеном виде, добавляют к овечьему сыру, используют как суррогат кофе, как кормовое растение для крупного рогатого скота и медонос, и даже как красильное — луковицы этой лилии окрашивают ткани в черный цвет. В Ботаническом саду она вполне успешно проживает с 1934 года.
Лилия однобратственная
Однобратственная лилия поражает красотой своих ярких, крупных, желтых цветов — они, будто локоны, заплетаются вокруг веточек. Это луковичный геофит, который распространен на Кавказе и в Северном Иране. Произрастает на лесных опушках, полянах, в высокотравных лугах от горнолесного до альпийского пояса. Для здоровья из нее делают отвары, а также, например в Южной Осетии, подают к столу в отварном и квашеном виде. С 1955 года находится в коллекции ПАБСИ.
Пион Марьин корень
Говорят, что на Севере почти не встретишь пионов — слишком капризен этот цветок. Однако, на «свободном выгуле», в устье реки Поной произрастает знаменитый Марьин корень, он же — пион, хотя по виду его цветы немного напоминают цветки шиповника. Обычно он предпочитает леса и луга, каменистые склоны предгорий Сибири, Средней Азии, Монголии и Китая. При этом растение занесено в огромное количество региональных красных книг, в том числе и в Мурманской области.
Марьин корень — лекарственное растение, из которого производят фармацевтическую настойку, помогающую при судорогах, бессоннице, неврастении. В китайской, тибетской и монгольской медицине он является частью противоопухолевых средств, используется как противоядие при отравлениях
Не подводит этот пион и кулинаров. Например, в Сибири его используют как приправу к мясным блюдам, в Казахстане добавляют в изделия из круп. Тонизирующие способности пиона пригодились при производстве напитка «Байкал», а обжаренные корни выступают суррогатом чая. В больших дозах растение ядовито. И все же пион — в первую очередь декоративное растение, а еще и, конечно, медонос.
Пион узколистный
Куда более эффектный и яркий — пион узколистный. Его алые цветки с желтыми сердцевинками очень красиво смотрятся в окружении тонких пушистых листиков. Это растение населяет степи и опушки степной зоны Европы и Балкан, Предкавказья и Малой Азии, занесено в красные книги разных регионов от Армении до Калмыкии. Растение так же, как его собрат, лекарственное – на Кавказе его используют при кашле, анемии и лихорадки. Кожица корнеклубня применяется при аллергическом насморке, сам корень содержат крахмал, а стебли и листья дают зеленую краску.
Интересные цветы в Ботаническом саду – красодневы – относятся к семейству Ксанторреевые. Красоднев лимонно-желтый, цветы которого очень напоминают лилии, прибыл к нам в 2017 году с Востока. Он растет на лесных опушках, вдоль речных долин, на луговых склонах и в горах до 2000 метров над уровнем моря в Китае, Монголии, Корее и Японии. Там его выращивают как декоративное и пищевое растение — в провинции Хунань, как и по всему Китаю, его цветочные почки употребляют в пищу в свежем или сушеном виде, как приправу для супов, гарниров к свинине, птице и рыбе.
Маленькие, желто-рыжие «лилии» — это красоднев Дюморье, который растет в Ботсаду с 1939 года. Он приехал в Ботсад из горнолесного и субальпиского поясов Сибири и Дальнего Востока. Это не только декоративное, но и пищевое растение – его молодые листья и побеги отваривают и едят, цветы и бутоны, а также корень можно употреблять в вареном и в свежем виде. Цветки красоднева Дюморье – хрустящие и сочные, с приятной сладостью, их можно сушить и использовать в качестве загустителя в супах и других блюдах. Цветочные почки содержат витамины С и А, сок корня является эффективным противоядием, а чай из корня красоднева применяют как мочегонное средство.
Маки – настоящие маркеры середины лета. В нашем ПАБСИ вы непременно обратите внимание на мак восточный: ярко-алый, нежный цветок, населяющий луга и каменистые склоны предгорий Закавказья, Турции, Ирана. Он лекарственный, широко используется в китайской и индийской традиционной медицине, а незрелые плоды мака употребляют в пищу.
Меконопсис Шелдона
Ну а самый, на наш взгляд, красивый цветок лета — меконопсис Шелдона, голубой мак, который является гибридом и с 1999 года украшает коллекцию ПАБСИ. Его изумительные, крупные, небесно-лазоревые цветы диаметром до 16 см заставляют остолбенеть. При этом высота взрослого растения может достигать полутора метров! Родиной этого травянистого многолетника являются Гималаи, в королевстве Бутан он — национальный символ, а российские цветоводы познакомились с меконопсисом в 19 веке, благодаря работам натуралиста и путешественника Николая Пржевальского по изучению флоры центральной Азии. Невзирая на кажущуюся хрупкость, этот мак неплохо чувствует себя на Севере, зимуя под слоем опавшей листвы.
Фото из архива ПАБСИ имени Аврорина.