Тогда я взялась за гриф…

Апатиты. Ирина Елизарова прославила город: она в возрасте за 60 установила рекорды в силовом виде спорта

Наша звездочка

Во Дворце культуры подвели итоги спортивного года. В разных номинациях награды получили представители спортивного сообщества Апатитов, в том числе, «За преданность спорту», — Ирина Елизарова. Кандидат технических наук, заведующая ЦКП Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН, Ирина Рудольфовна в свободное от работы время занимается пауэрлифтингом, и буквально на днях на чемпионате СЗФО в Сыктывкаре выполнила норматив мастера спорта России, выиграла золотую и серебряную медаль, а кроме того, установила несколько рекордов Мурманской области — в жиме, становой тяге и в сумме троеборья, в весовой категории спортсменов 72 кг. Вес мы назвали — назовем и возраст: Ирине Елизаровой 61 год.

— В Сыктывкар я отправилась, чтобы выступить и «собрать» норматив мастера спорта, — рассказывает Ирина Рудольфовна. — Сделать это можно, только если выступаешь в открытой возрастной категории, в которую может заявить себя любой спортсмен, но именно она предполагает сбор самого цвета, тех, кто показывает лучшие результаты. Однако, лишь будучи в ней, можно выполнить норматив и рассчитывать на присвоение звания.
В своей весовой категории я заняла первое место, но есть еще абсолютный зачет, когда учитывается вес спортсмена и по определенной формуле идет пересчет в баллы, который и характеризует, так скажем, абсолютную силу. И тут я заняла второе место, получила серебряную медаль.

Эти соревнования для нее стали, пожалуй, самыми результативными, однако не самыми сложными:

— Трудными для меня были первые соревнования, когда я завоевала «баранку», ноль. Это были городские состязания по жиму четыре года назад…
И вот тут наступает момент откровения. Вы понимаете, да? Получается, что Ирина пришла в спорт в… 57 лет! Да-да, кандидат наук, кабинетный работник, хрупкая женщина и вдруг, внезапно, силовой спорт!

— Нет, не совсем внезапно, — говорит Ирина Рудольфовна. — Все началось с того, что я неудачно упала, серьезно травмировалась, пережила кровоизлияние в мозг. И поняла, что лишь медицинскими процедурами свое здоровье не поправлю, что нужно делать что-то с сосудами, а попеременная нагрузка даст им больше пользы, чем вся фармацевтическая химия. Отправилась в зал позаниматься, потому что плохо работал вестибулярный аппарат, я чувствовала себя слабой…
Ирина Елизарова пришла в спорткомплекс «Наука» к Дмитрию Спирину — он мастер спорта России, судья всероссийской категории, сегодня тренер Ирины, а тогда для нее это был просто инструктор спорткомплекса, который показал что и как нужно делать.
На церемонии в ДК рядом с нею я встретила председателя федерации пауэрлифтинга Александра Гороховского, одного из лучших спортсменов года:

— Она — наша звездочка, таких нет не только в Апатитах и в Мурманске, а по всему Северо-Западу, причем и среди мужчин подобных не встретишь! — комментирует он ее успехи. — В основном с пауэрлифтингом завязывают в 38-45 лет. Тех, кто занимается в 60 лет, единицы по стране. Нас вообще мало — Ирина будет пятым мастером спорта в Апатитах, а по области таких не больше 30, КМСов много, а вот тех, кто до финиша доходит, мало. Мало кто выдерживает не только физически, но и психологически: подготовка длится 3-4 месяца, многое нельзя себе позволять. Это ведь со стороны только кажется — просто. Знаете, как говорят? «Подумаешь, наелись всякой дряни, и поднимают…» А ты попробуй, подними!

— Тем более, что ничего «наесться» нельзя, мы под допинг-контролем, нас проверяют, — говорит Ирина Елизарова. — Да мне и не интересно было бы, мне хочется все сделать правильно. Хотя, действительно, система питания меняется — я ем все то же, что и обычно, только по часам. Главное на работе не закрутиться: сяду за прибор утром, смотрю, несколько часов прошло. В любом случае нужен режим, а не допинг.

Женщина и сотрудник

— Вторым стимулом в этом спорте для меня стала дочь, которая занималась пауэрлифтингом, а я, как мама, была под влиянием стереотипов, читала, что пишут, мол, не для женщин этот спорт. Мне захотелось узнать, что это такое? Когда я взялась за гриф штанги, мною двигало стремление не бояться за дочку, проверить то, чем она занимается, на себе. Дочь у меня, кстати, победитель первенств Европы и мира, рекордсменка Европы и мира, мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу. В Апатитах про нее, нашу землячку, и не знают, к сожалению…
Интересно, что мода на «женский спорт» меняется, и радикально. Сто лет назад считалось, что девушки должны выбирать легкую атлетику, быть подтянутыми и быстрыми. Затем пришла пора романтики, и самыми женственными стали считаться, например, фигуристки и гимнастки. В 80-х все заговорили про аэробику, калланетику, а потом и йогу. Теперь же отовсюду слышится: если хочешь надолго сохранить отчетливые очертания фигуры, без нагрузок с серьезным весом не прожить. Спрашиваю Ирину Рудольфовну, а тяжело ли женщине в силовом спорте?

— Так женщине везде тяжело! — смеется она. — Меня в зале спросили: зачем пришла, чего хочешь? Говорю — хочу 90 килограммов поднять, причем не на спор с дочкой, а потому что это станет результатом моего личного упорства. Ведь я человек вредный и настырный, живу по принципу: раз уж взялся за дело, надо довести его до конца. Это и работы касается, и спорта.

— Как за эти четыре года изменилось ваше здоровье, ваше тело?

— Очень значительно. Спорт — это режим дня, дисциплина, здоровое питание и сон, организованность во всем, в том числе и способность держать в узде нервную систему, а это тоже на здоровье физическое положительно влияет.
Что касается тела, то я чувствую себя сильной и крепкой. А когда ты такой, то это внушает оптимизм. Хотя наш директор и говорит, что за мои спортивные достижения баллы институту не дают, я отвечаю: зато вы имеете крепкого сотрудника, который еще поработает!

Боец невидимого фронта

Ирина Елизарова трудится в Кольском научном центре РАН в течение 35 лет, в Институте экологии — последние три года, ранее — в ИХТРЭМС. Сегодня она заведует Центром коллективного пользования, в котором проводят все химические анализы тех объектов, которые принесут с «поля» сотрудники других лабораторий.

— Мы должны уметь проанализировать все и выдать информацию в таком объеме, которого раньше не было. Мы располагаем хорошей приборной базой, и нам это позволяет сделать анализ более 70 элементов в каждом образце, практически по всей таблице Менделеева пройтись и выдать всю информацию о составе почвы, о разных видах вод — сточных и питьевых, о содержании различных компонентов в атмосферных осадках и донных отложениях, промышленных отходах. Почти что все проходит через мои руки, потому что я не только руковожу лабораторией, но и сижу за приборами. Мы работаем с экологами, с геологами, с молодежными лабораториями, а также с частными лицами и сторонними организациями, даже иногородними.
За годы работы приборная база Центра существенно обновилась, что делает работу аналитиков еще более интересной и результативной:

— Перемены возникли, и глобальные, в последние полтора года, когда появилась рабочая программа по обновлению приборной базы ФИЦ. Благодаря ей, мы приобрели хорошие приборы, в следующем году придут еще два. Таких у нас раньше не было, это техника мирового уровня из Японии, России и США, на подобной работают лучшие ученые в мире!
Но за все эти приборы я не сяду — их предстоит осваивать сотрудникам моей лаборатории, а затем мы будем решать задачи, с которыми раньше не сталкивались, — говорит Ирина Елизарова. — Мы изучаем и чистые, и загрязненные уголки нашего региона, городские озера и все водотоки полуострова, промышленные свалки — знаем обо всем! И хотя большую работу выполняют сотрудники других лабораторий Института, без данных химанализа все превращается в чисто визуальное наблюдение. Только мы даем те цифры, на основе которых будут сделаны научные выкладки. При этом аналитики — бойцы невидимого фронта, наше дело скромно, за скобками, работать точно и скрупулезно.

— Обидно ли это — быть «за скобками»?

— Нет, ведь мы имеем возможность делать собственные научные исследования и самим публиковаться, хотя времени на это остается немного: мы трудимся для всех, и только потом для себя.
Ирина Рудольфовна, кстати, отмечает, что если с приборами дела становятся все лучше, то, скажем, досуг ученых все еще требует особого внимания. Она приглашает прийти на экскурсию в спорткомплекс КНЦ «Наука», который очень нуждается в ремонте и оснащении. А ведь ученые должны быть здоровыми и сильными, чтобы продолжать, в том числе, экспедиционную работу!

Прямо сейчас

Когда женщина занята серьезным и, на первый взгляд, неженским спортом, всегда интересно мнение ее близких. В первую очередь, супруга.

— Что муж говорит? «Наконец-то я тебя вижу такой, на которой когда-то женился», — смеется Ирина Рудольфовна. — Мы с ним познакомились, когда вместе были в сборной, занимались беговыми лыжами. Женился ведь он на спортсменке… Потом дети родились, лыжи были проданы — колбасу не на что было купить. В 25 лет последний раз я бегала на лыжах, потом был тридцатилетний перерыв в спорте. Зато теперь дети выращены, обязательства перед семьей выполнены, карьера выстроена. Много сделано, и хочется просто повеселиться — вот я и веселюсь!
Ирина Рудольфовна очень советует всем, кто боится или стесняется проявлять себя в новом деле, ничего не ждать, жить сегодня — ведь все остальное либо фантазии, либо история.

— Мы не в силах почувствовать момент, когда упускаем шанс. Поэтому, если появилось желание попробовать что-то, — идите и пробуйте ради себя самих!

Поделитесь:Share on VK
VK