Всем нам тепла и теплиц!

Апатиты стали первым городом, в который прибыла иммерсивная выставка «Дуальность»: спешите увидеть и составить собственное мнение

Мы все вошли внутрь теплицы и там беседовали. Посреди нас, беседующих, лежал пес — ему эта теплица что будка. «Мы в домике» — чувство нужное и важное в сегодняшние смутные времена, а если домик еще и теплый, да с особым свечением? Так открывалась выставка «Дуальность» в творческом центре «АртАрктик.loft» с участием ее авторов, художников Марии Михайленко и Юрия Шачнева.


Мария Михайленко, художник-график, председатель Мурманского областного отделения Союза художников России, участник городских, областных, всероссийских и международных проектов в разных сферах искусства с 2009 года. Ее область — печатная графика, линогравюра и гравюра на картоне. Юрий Шачнев, художник-график, каллиграф, член Мурманского областного отделения Союза художников России. В рамках выставки Юрий экспериментирует с материалами и техниками, создавая серию объектов, каждый из которых работает за счет штриха, света, отражений.
А начиналось все еще в феврале прошлого года, когда ребята приняли участие в арт-резиденции «Сумеречная зона» от кураторской группы «Fridaymilk», при поддержке центра «Вторая Школа» в Никеле. Местом силы для них стал поселок Раякоски рядом с финской и норвежской границами. Именно там Мария и Юрий нашли сюжеты для своих работ, а затем реализовали весь проект с помощью гранта программы «Актуальное искусство» при поддержке Министерства культуры области.


Почему же выставка иммерсивная и что в ней необычного? Во-первых, благодаря подаче, зритель становится ее участником, проникает внутрь светового пространства и осваивает его, даже против воли. Во-вторых, классическое тут подано посредством новаторского.

— Выставка первой из ряда подобных открывается в Апатитах, в моем родном городе и для меня это дополнительная ценность, — говорит Мария. — Я, как график, и Юрий, как каллиграф объединили творческие подходы и дополнили их светом. Наступает полярная ночь, в которую мы погружаем зрителя с помощью приглушения света в галерее и дополнения в виде теплицы и ярких розовых акцентов в ней и рядом. Они отсылают к окнам Заполярья, которые в наших городах практически по полгода ярко светят розовым и отбрасывают фантастически красивые блики на снег. Этот цветовой спектр, к которому растения наиболее восприимчивы, я впервые увидела когда-то в мини-теплице в парке «Зарядье», а теперь у нас в области он повсюду. Вопрос о том, красивы или нет ли розовые окна, вполне укладывается в концепцию выставки.
Она дуальна еще и потому, что соединяет искусство традиционное и современное. Ко второму пункту относится подача, а традиционны наши техники исполнения. Я занимаюсь линогравюрой и здесь показываю семь работ в новом ключе. Юрий сделал оформление «окон» кириллическими шрифтами, которые ассоциируются со стариной, но он предложил взглянуть на них по-новому, приблизить во времени. Кроме того, в оформлении теплицы использованы редкие материалы неон и ксенон.

На открытие выставки в Апатитах пришли те, кто любит бывать в лофте, любит искусство, не чужд поискам — в том числе, молодежь. Авторы накрыли небольшой «розовый фуршет» — с яблоками, зефирками, ягодными напитками, — а также подготовили для посетителей в подарок оригинальные открытки и стикеры.

— Мы прекрасно понимаем, что кому-то здесь понравится, а кому-то нет — разница в восприятии тоже очень любопытна, — говорит Мария. — Главное, нам самим было интересно поработать с новыми для нас материалами и в необычной концепции. Я, например, впервые использовала фактурную бумагу для пастели — в бумаге для принтов не нашла нужного подтона. А эта, с ее шершавостью, оттенками стального и розового, отражает нашу городскую кольскую зиму.

Юрий занимается каллиграфией шесть лет, до этого была живопись, графика. Новому направлению учился по книгам, извел километры бумаги. Сегодня он работает с перьями, кистями и маркерами. В лофте Юрий нанес на окна маркером, острой и плоской кистями несколько надписей — говорит, хватило трех часов, хотя заранее был продуман эскиз. На трех внутренних окнах можно прочесть название выставки, размышления о том, что есть места, в которые мы никогда не попадем, люди, с которыми никогда не встретимся, и события, которые с нами никогда не произойдут, а также о том, что все это возможно — однажды.
«Каллиграфия не обязательно должна читаться, она может дарить себя как красивый орнамент, особенно в современной графике. Хотя я все же предпочитаю, чтобы мои работы минимально передавали смысл фразы», — говорит Юрий. Он вкратце рассказывает об особенностях кириллических шрифтов и латиницы.

— Латинская каллиграфия зародилась рано, ее основа — римский капитальный шрифт, состоящий только из заглавных букв, он появился во втором веке и все сегодняшние компьютерные шрифты основаны на нем. А кириллические шрифты появились в конце девятого века. В кириллице всего четыре исторических шрифта: устав, полуустав, скоропись и вязь. Вязь применялась в основном для титулов — заголовков, поскольку при всей красоте читается она плохо. Была даже тайнопись — усовершенствованная вязь старообрядцев.
Попробовать себя в каллиграфии, а также в линогравюре сможет каждый из нас — на 12 ноября запланирован бесплатный мастер-класс по созданию личной подписи этими художественными средствами, который проведут Мария и Юрий. А выставка «Дуальность» затем переместится в город Полярный, а после него — в Мурманск, в галерею «21А», которая должна открыться после ремонта. (12+)

Поделитесь:Share on VK
VK