К лютой зиме или к сытой птице

Апатиты. 2021-й запомнится как удивительно ягодный год - в городе замечено изобилие плодов

Рябина и ирга, шиповник и жимолость, черемуха и боярышник, смородина и малина, бузина и даже калина — все это цвело, а потом плодоносило в Апатитах и окрестностях. А сколько в этом году яблочек! Вы как хотите, а я за размер причислю их к ягодам, пусть даже и ошибочно. Так же как и бобы — плоды караганы, которую мы с детства называем акацией. Сколько этих дудочек нынче — ветви сгибаются. Отчего же нам выпало такое счастье, а может, аномалия?

Ой, рябина здоровая?

Лето и начало осени преподнесло нам великолепный подарок — увешанные яркими, сочными гроздьями ветви городских рябин. Ягоды такие крупные, что похожи на виноград, а их цвет в сочетании с густо-зелеными листьями напоминает о шотландских клановых тартанах. Дух захватывает от такой роскоши, и все чаще на улицах останавливаются в восхищении граждане и нашаривают в карманах смартфоны — надо успеть запечатлеть! А ведь это самая обыкновенная, нормальная рябина, преимущественно — рябина Городкова, которой засажены городские улицы. Просто мы от нее… отвыкли! Ровно десять лет кустарник болеет: при первых летних похолоданиях свежие плоды чернеют, были годы, когда кустарники даже не цвели.

Все это — поражение сумчатым грибом Gloeosporium aucuparium, который вызывают два вида болезней — антракноз и монилиоз. Споры гриба распространяются при помощи стекающих капель дождя и росы, поэтому слишком влажное лето может выступить дополнительным триггером заболевания. А ведь из-за климатических изменений сырой период в наших краях становится все более длительным, иногда по нескольку недель моросит теплый дождик, а небо будто обложено серой ватой… Подобное тоже провоцирует затяжную рябиновую болезнь.

Еще один момент — неверная, слишком щедрая рассадка кустарника в 60-е годы, когда молодой город спешил озелениться. Рябину посадили плотно, в несколько рядов, что помогает грибам быстро распространяться. А вот если бы каждый кустик перемежали другими видами растений — осинами, березами или ивой — массовой передачи болезни можно было бы избежать.

Так как же нынче рябина «самоизлечилась»? Дело в том, что общее поражение деревьев грибами имеет цикличность и возможно, некий цикл нынешним летом подошел к концу. Не было и особых условий для «грибной работы» — лето выдалось достаточно сухое, а ливни были сильными, но короткими.

В любом случае, избежать массовых заражений деревьев и кустарников всегда помогут грамотные озеленительные работы, уход за насаждениями, санитарная вырубка погибших и обрезка пораженных ветвей. Засохшие, убитые грибом гроздья рябины тоже было бы неплохо удалить, так же как усыхающие и гниющие ветви, выполнить прореживание рябиновой посадки. И крайне важна своевременная уборка опавшей, зачастую зараженной ржавчиной листвы — да-да, осенью, а не в начале лета.

Что-то редкое

Конечно, в ягодном отношении мы не посоперничаем со средней полосой: наши городские «изюминки», пожалуй, лишь ирга да малина на придомовых территориях, а также впервые цветущая бузина в академгородке. Зато необычные ягоды можно встретить в дендрарии ПАБСИ, совсем рядом с городом.

Именно здесь растет великолепная азиатская черемуха, изгибаясь ветвями в арки, — у нее крупные соцветия и крупные плоды. Типичное растение Якутии — свида белая — поражает колористикой: к осени ее листья приобретают алый оттенок, а ягоды — сине-белый, красиво, но несъедобно. Так же непригодны для еды красноватые сдвоенные ягодки жимолости Шамиссо, зато их обожают пернатые. Самым, наверное, редким растением на здешнем экспериментальном участке можно назвать кизильник алаунский, эндемик Среднерусской возвышенности, он распложен в отделе редких, охраняемых видов.
Есть тут и боярышник даурский, и бузинолистная рябина, которую полюбили местные дачники — из ее не слишком терпких ягод можно варить варенье. У карпатской смородины — мелкие ягодки, у калины обыкновенной — красные и горькие. Американские смородины — железистая и редкоцветная — на севере просто блаженствуют, активно разрастаются. Эти растения, а также черемухи, виргинскую и пенсильванскую, можно использовать в озеленении городов Заполярья.

А мне бы хотелось, чтобы город наш украсили магонии падуболистные — волшебное «рождественское» растение, ведь именно из листьев падуба составляют зимние венки. Магония — вечнозеленое растение из семейства барбарисовых, оно цветет в июне, а ее иссиня-черные съедобные ягоды созревают в сентябре.

Несколько причин

Пытаясь все-таки выяснить причину городской ягодной урожайности, я обошла знакомых ботаников, дендрологов и других специалистов по природе. Специалисты, как им и положено, отвечали уклончиво: мол, такова совокупность причин. Скорее всего, у них были другие занятия в год 90-летия Ботанического сада, нежели слоняться по городу и фотографировать все подряд. Однако мне все же удалось вычленить несколько возможных обстоятельств, спровоцировавших урожай.

Первое — тяжелый и обильный снег. Да-да, есть у опытных садоводов такой прием: чтобы увеличить урожай плодовых культур, нужно утяжелить ветви. Да хотя бы старый башмак на них подвесить! Таким образом, ток соков усилится и плоды могут быть обильнее и крупнее. Рябины и даже наши местные яблоньки, усыпанные нынешним летом яблочками сверху донизу, конечно, никто башмаками специально не утяжелял. Однако снегопады прошлого года были ранние и обильные, при этом с теплыми днями, когда снег слеживался на ветвях и не сдувался ветром, в результате кустарники и деревья были окутаны плотными «шапками».

Вторая причина — в момент цветения и завязи плодов стояла благоприятная погода. И здесь тоже важна цикличность: иногда мы видим, как город буквально усыпан рябиновым цветом, а иногда даже не замечаем его. В 2021 году некий неурожайный цикл, вероятно, закончился.

Вариант третий — лето нынешнего года было сухим, без затяжных циклонов, а значит и дождей. Это снизило распространение грибных заболеваний. К тому же погода подарила нам будто три коротеньких лета в одном длинном: цикл жары сменялся похолоданием и так трижды. Возможно, растения отблагодарили такой порядок повышенным урожаем.

Ах нет, скажет кто-то, все это ерунда, и ягод много потому, что, по приметам, зима будет лютая! Но тут есть обратная сторона: много ягод — значит, птицы зиму переживут, даже самую холодную. А вот нам с вами лучше любоваться со стороны: даже съедобные ягоды в промышленных городах есть нельзя, в них накапливаются тяжелые металлы, которые могут привести к серьезным отравлениям, а также к развитию хронических болезней и мутаций в организме человека. Так что плоды — красные, черные и желтые — должны оставаться только городским декором.

Проект газеты «Дважды Два. Апатиты» «Арктическая сотка». При реализации проекта используются средства поддержки, выделенные АНО «Экспертный Центр ПОРА».

Поделитесь:Share on VK
VK