Дача: шесть соток свободы

«Дачники» — так назывался рассказ Чехова, который мы помним со школы. Хрестоматийную дачную жизнь увидел весь мир в фильме «Утомленные солнцем». Дача актрисы Любови Орловой до сих пор остается образцом шика…

Но что же такое дача в современном мире и в чем ее отличие от обычного дома в деревне? Если коротко, то дача — место временного житья, куда люди переезжают на лето или на новогодние каникулы. Деревенским жителям переехать на время, как правило, некуда.

Первые дачи в России появились при Петре Первом — тогда усадьбы под Петербургом царь даровал своим приближенным, чтобы оживить безлюдные пригороды. Вместе с подарком вменялось обязанность его облагородить: землю засадить, усадьбы перестроить на европейский манер. Само слово дача происходит от глагола «давать».

Позже не только знать, но и простые обыватели смогли снимать дачи на лето — большой толчок сезонному перемещению людей дало развитие пригородных железных дорог.

После революции 1917 года горожанам, жизнь которых была не очень сытной, начали раздавать пригородные участки для выращивания на них картофеля, клубники, других фруктов и овощей. Называлось это «коллективные сады». Некоторые организации и предприятия строили для своих дачников типовые фанерные домики. А начиная с 1930-х годов дачи становятся предметом партийной роскоши и раздаются в качестве наград, их занимали видные партийцы, приближенные к власти писатели и артисты, чиновники высшего ранга, директора заводов и другая советская знать.

Началом настоящего дачного бума можно считать конкретный год — 1949-й, когда вышло постановление Совета Министров СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих». Тогда, в послевоенное время, возможность вырастить пищу для семей крайне важна.

Даже с наступлением более сытых времен любовь к дачам не закончилась. Появились дачные кооперативы – землю предоставляли предприятиям, а они распределяли участки для своих работников, отдавая их в бессрочное пользование, при этом иногда даже строило типовые домики по единому проекту для своих сотрудников. Конечно, не бесплатно – деньги на строительство вычитались из зарплат. В результате на лето в один и тот же поселок начинали выезжать коллеги с семьями, объединенные профессией: так появлялись кооперативы «Физик», «Геолог», «Строитель», «Речник», «Актер». И на них, кроме обычных летних хлопот в саду и на грядках, появлялись свои традиции — вечерние посиделки под гитару, совместные пикники, катания на плотах, игры в волейбол и лапту, детские спектакли.

Стандартный размер дачного участка обычного советского гражданина — шесть-восемь соток. Почему именно столько? Считалось, что это минимальная площадь земли, достаточная «для прокорма» одной среднестатистической советской семьи. Власти опасались, что если выдавать участки побольше, люди начнут спекулировать излишками выращенных ягод и овощей.

Только в 1954 году местным органам власти разрешили выдавать земельные участки в пользование гражданам напрямую, а не через их работодателя. Еще одна важная дата – 1967 год, когда страна перешла на пятидневную рабочую неделю, а значит, люди могли посвятить даче уже два полноценных дня. А третья волна дачного движения пришлась на конец 80-х. Именно в годы перестройки шесть дачных соток позволили многим северянам выжить в буквальном смысле. Зарплаты тогда задерживали на несколько месяцев, была безработица, продуктовые магазины пустовали. И чтобы люди смогли прокормить свои семьи, государство начало выдавать им пустующие земли: в средней полосе зачастую брошенные колхозные поля, а за Полярным кругом — просто участки в лесу. Дачники называли первые свои урожаи «каменными» — чтобы разработать землю, приходилось руками выкорчевывать валуны, выносить булыжники, вынутые из почвы, ведрами, и лишь потом сажать картофель. Он был главным кормильцем северян в 90-е годы. Женщины умели готовить из картофеля десятки блюд, включая десерты.

А кроме того, дачные участки помогли многим из тех, кому сейчас от 40 до 50 лет, получить высшее образование. Дети поступали в вузы, но стипендии были крошечными, а прислать денег родители не могли — денег не было. И потянулись в крупные города «продуктовые обозы»: с проводниками поездов люди отправляли своим детям-студентам коробки и корзины с картофелем, луком, вареньем, а еще с соленой рыбой и сушеными грибами…

В начале XXI века дачные участки имелись у 30 млн жителей России!

Елена Ходотова

Елена Ходотова купила дачу в четырех километрах от Апатитов зимой нынешнего года и провела на ней два ковидных месяца в приятном уединении. Занималась она там, кроме удаленной работы, реставрацией старинного комода, доставшегося ей в наследство. Сейчас на ее участке в садово-огородническом товарищества «Факел», названном так из-за дач пожарных, идет стройка нового дома – занимается строительством муж Елены, Дмитрий.

Детство Елены прошло в поселке «Хибины», где до сих пор ее мама держит большой огород. Но Елена вкладывает в дачную жизнь собственный смысл:

— Огород я не люблю, это тяжелый труд. Мне в дачной жизни нравится возможность быть на свежем воздухе, медитировать, пить на веранде горячий чай с вареньем, курить сигаретку, смотреть на лес.

Хочу, чтобы рядом с домом у меня на даче была лужайка, хочу посадить цветы, похожие на лесные, ромашки, чтобы рос мох. Для еды посажу маленькие грядки: лук, листовой салат, редис, всего понемногу, чтобы съедать прямо на даче.

В конце лета и осенью Елена на даче занялась консервированием и солением овощей, варкой варенья, сушкой грибов. Грибы и ягоды приносит из леса, а овощи привозит с собой из города. Ей нравится заготавливать продукты не на кухне в городской квартире, а именно на даче, это придает работе особый, красивый смысл и радость. Тут у нее тазы, мясорубки, и кухонный комбайн.

Лена смотрит в окошко и видит за забором дачу подруги Наташи. Подруга — из дачниц традиционных, выращивает клубнику, картофель, кабачки, зелень, включая салаты, редиску и морковь. Есть у нее смородина и малина. Наташа угощала друзей дачным питанием все лето – это тоже особая радость!

— Ох, как мои взрослые дети полюбили дачу! Приезжают помедитировать: немножко выпить, пожарить колбаски, переночевать на природе. Но работа тут им неинтересна, у молодых всегда нет времени. А когда тебе за пятьдесят, появляется особая тяга к своему кусочку природы», — говорит Елена, и продолжает:

— Как объяснить, что такое дача? Для меня это природа, но под крышей. Место, где можно сварить на костерке у озера ведро глинтвейна, посидеть и пообщаться с друзьями, а если наступит непогода, уйти в теплый домик. В городе ты с компанией по улице гуляешь, а потом все равно идешь в квартиру, пить чай или что-то крепкое. То есть для русского человека, который жизнь проводит в «хрущевке», дача – это свобода. Даже после рабочего дня я прошу мужа свозить меня на дачу, хотя бы на один час. Просто попить там травяного чаю с малиновым вареньем в тишине – у меня дачный иван-чай с листиками, с мятой или брусничным листом, смородиновым.

Рецепт от Елены. Варенье из ревеня: нарезаем стебель ревеня пятачками, берем сахар в пропорции 1:1. Когда ревень с сахаром проварился, и сироп стал прозрачным, варить минут 15-20, помешивая, на слабом огне. Затем добавить нарезанный кусочками прямо с кожурой апельсин – 2-3 на килограмм ревеня. Добавляю в варенье и варю еще минут 15. Апельсины дают приятную кислинку, а продукт получается эффектным.

Наталья Самохина

Наталья Михайловна Самохина из тех дачников, кто получал участок в «голодные годы».

— Дача в нашей семье появилась в 1988 году, моему муже на работе дали участок земли, 6 соток, в 9 километрах от города. Это был кусок леса с болотом. Разрабатывали участок сами – пилили деревья, корчевали пни, собирали камни, осушали болото. Потом удобряли землю, муж выкопал даже колодец, сам построил домик с кухней. Труда было вложено неимоверно много. А зачем мы все это делали? Так какие годы были — в магазинах пустые полки, а у нас семья большая, а ведь всех накормить надо было! Очень боялись, что в России наступит голод, а моя мама помнит, что это такое – была в оккупации во время войны с двумя маленькими детьми.

Наталья Михайловна говорит, что после смерти мужа пять лет назад интерес к даче она потеряла. Добраться до участка сложно, автомобиль женщина не водит. Но через два года после похорон все же решила – посадит огород: жалко все бросать, да и ради памяти мужа это надо сделать.

— Теперь выращиваю немного и только для себя. Больше всего уделяю внимания любимой клубнике. И сейчас дача для меня – возможность вырваться на свежий воздух из городской квартиры. Я немного копаюсь в огороде, хожу в соседний лес за грибами и ягодами.

А вообще дача – адский труд. У меня сейчас теплицы разрушаются, забор повалился, но я не в силах это восстанавливать. Хотя пешком от автобусной остановки до дачи и обратно хожу с удовольствием. И получается, что дача для меня это еще и фитнес-клуб – нагрузки физические у меня очень приличные.

По мнению Натальи Михайловны, раньше дача – было местом, где вся семья работала не покладая рук, чтобы вырастить только картошку. На севере в те годы больше ничего и не умели выращивать. А в новое время, когда продукты появились в магазине в изобилии, начались эксперименты – клубника, пряные травы, малина, смородина, сладкий картофель, цветы.

— Когда я вышла на пенсию дача стала для нашей семьи еще и дополнительным источником доходов. Мы с мужем ездили на все сельскохозяйственные выставки по Мурманской области – продавали клубнику, зелень, свеклу, морковь. А потом я увлеклась цветами. Муж построил большую теплицу, и я выращивала лилии, астры, гладиолусы, фрезии. Ко мне приезжали на участок люди из города и заранее заказывали букеты цветов на праздники, на дни рождения, на 1 сентября. Цветы приносили хорошие деньги.

А нужна ли дача молодежи и приезжает ли она туда?

— Не нужна! – говорит женщина. — Дочка с мужем и сын с женой раньше только шашлыки приезжали жарить, а сейчас и этого нет. Все соседи по дачному поселку – моего возраста, а мне 72. Да и зачем это молодежи? Еду они в магазине покупают, все развлечения – в телефонах, тяжело работать они не хотят.

Что такое дача в двух словах? Дачница со стажем Наталья Самохина говорит: «Это место для души и для здоровья. И она дает продукты, которые сам на своей земле вырастил, в магазине их не купишь».

Кстати, интересная деталь. Наши скандинавские соседи, от Дании до Норвегии, отмечают тенденцию последних лет – если дачные домики у горожан были всегда, то разрабатывать рядом с ними участки для посадок они начали не так давно. Большой интерес к выращиванию самых разных культур начала проявлять молодежь. Отчего? Да просто люди поняли насколько вкуснее и полезнее натуральная пища, нежели та, что круглый год заполняет полки супермаркетов. Это, действительно, новая мода: своими руками выращивать ягода и корнеплоды, проводить время не в клубе или баре, а на грядках, готовить натуральную еду и показывать всем через соцсети свои достижения.

Кажется, мода новых времен дошла и до нас. Безусловно, для кого-то и сегодня дачный участок – огромное подспорье в пропитании. Но появились и те, кто завел его для удовольствия и экспериментов. Например, Иван и Алена – молодая семейная пара, которым участок в Тик-Губе остался от родителей. Несколько лет они приезжали сюда лишь изредка, на шашлыки с друзьями. Но последние два года оба они стали настоящими северными дачниками – рекультивировали участок, восстановили земельный покров с помощью сидератов, разработали грядки, подрезали старые ягодные кустарники и посадили новые. При этом, они изучают разнообразные полезные источники, чтобы не просто повысить урожайность, но и сделать это наиболее эргономично. Так, например, стационарные грядки для клубники они создают из обожженной древесины по японской технологии – такие доски не горят, не гниют и не страдают от насекомых, а срок их службы – несколько десятков лет.

Зачем же им, молодым, дачный участок? А он во времена пандемии оказался отличным способом снять стресс и избавиться от психологического гнета изоляции, а также фитнесом на свежем воздухе и прекрасным способом есть сезонное, вкусное и бесплатное. Урожай 2021 года, кстати, у Ивана и Алены удался – выросла отличная картошка, было много сладкой и крупной клубники, порадовали корнеплоды и зелень, особенно, руккола.

Так почему же шесть соток — это свобода? Здесь ты можешь встречаться с друзьями или наоборот, закрыться от мира и побыть отшельником. Можешь провести отпуск и полностью отключиться от городских дел. Можешь выбирать, что именно растить или не растить ничего, а если у тебя «зеленая рука» — талант растениевода — то дача подарит тебе пищу, а значит, полную свободу от ассортимента супермаркетов и системы продуктового распределения.

Проект газеты «Дважды Два. Апатиты» «Арктическая сотка». При реализации проекта используются средства поддержки, выделенные АНО «Экспертный Центр ПОРА».

Поделитесь:Share on VK
VK