В апатитском творческом центре «Арт.Арктик.loft» в Академгородке 1 мая открылась третья, последняя из годового цикла экспозиций, выставка работ художника Александра Львовича Герштейна. Начиная с ноября, он радовал любителей живописи сначала подборкой великолепных пейзажей с фирменным благородным кобальтом, затем – натюрмортами, радостными, сочными, намекающими на детство автора, проведенного в южных краях. А вот теперь нечто совершенно небывалое для классика – альтернативная живопись.
«Очень интересная выставка, очень необычный Александр Львович… Так глаза радуются! У нас был концерт в лофте, зрители признались после него, что не могли взгляд оторвать от картин, слушали исполнителей, а смотрели на живопись», — рассказывает Елена Ходотова, которая именно в лофт перенесла на время ремонта гладинской библиотеки ее концертную деятельность.
И эта сущая правда – никак не получается прекратить рассматривать эти работы. Беседуешь с людьми, а голова нет-нет, да и повернется в ту сторону. В чем секрет? В первую очередь, я думаю, в удивительной жизнерадостности работ: абстрактная живопись стереотипно предполагает философский и зачастую мрачный подтекст. Тут же автор решил обескуражить зрителя полностью. Названия работ соответствующие: «Скрытая угроза», «Скорбящая душа», «Склад новостей», «Неисправный компьютер», «Прогноз-стресс»… А видишь ты только изумительно-яркие, светлые полотна, ни одно из которых не вызывает негативных чувств.
Александр Герштейн на этом парадоксе не остановился. Он добавил к каждой работе стихи – «гарики» поэта Игоря Губермана. Например:
«Заметил я, что к некоему времени
За творческие муки и отличия
Заслуживаем мы у Бога премии —
Удачу или манию величия»
Или:
«Время все стирает начисто,
Оставляя на листе
Только личное чудачество
В ноте, слове и холсте»
И наконец:
«Живопись наружно так проста,
Что уму нельзя не обмануться,
Но к интимной пластике холста
Можно только чувством прикоснуться».
— «Гарики» обязательно нужно читать, они помогают понять замысел автора, — рекомендует Лариса Никонова, хозяйка центра и куратор выставки. — Каждый очень точно подобран к конкретной работе. И немаловажно обратить внимание на цитаты, которые открывают и закрывают выставку – Александр Львович именно так попытался передать свое отношение к искусству и к жизни в нем. Кстати, завершающая работа размещена чуть в стороне, но именно с нее все и начиналось: в 2009 году это была некая проба пера, после которой автор и загорелся идеей сделать что-то в подобной технике. А также интересно, что вся выставка написана маслом – Герштейн не работает ни акрилом, ни темперой.
Говорят, Александр Львович немного обеспокоен, что его «Альтернативную живопись» сочтут неким реверансом в сторону «совриска» — так называемого «современного искусства» и его мощной экспансии на Кольскую землю. Все совершенно иначе – абстрактные работы он начал целенаправленно готовить около четырех лет назад, писал неспешно, по одной-две в год, по настроению, а только так и возможно работать в этой технике: эмоционально-насыщенной, с отображением размышлений и переживаний. Невозможно заставить себя писать «абстракцию» по плану — она ведь душевное состояние автора призвана отобразить и найти отголоски этого чувства в душах зрителей.
— Александр Львович просил никому не рассказывать, что он готовит нечто неожиданное, — поясняет Лариса. – Причем, не особенно и торопился, а потом оказалось – пандемия, и жизнь очень хрупка… В прошлом году, в начале августа, он сообщил, что полностью подготовил работы для трех выставок.
Лариса добавляет, что ему, мастеру и певцу природы Кольского края, именно сейчас, в довольно почтенном возрасте (а Александр Герштейн родился в 1938 году) захотелось по-настоящему оторваться от привычного и знакомого, понятного и простого. И этот вызов, безусловно, заслуживает особенного почтения.
Каждую работу можно рассматривать долго. Смотреть просто так. Смотреть, прочитав название. Смотреть, прочитав стихотворные строчки. Каждый раз что-то новое обязательно прорежется в «интимной пластике холста».
Выставка работает предварительно до конца июня.