Подхватили падающее знамя

Апатиты. Выставка современного искусства закрылась и уехала. Что дальше?


14 марта выставка в Гладинской библиотеке завершила свою работу и отправилась в Мурманск, где в течение месяца будет представлена в культурно-выставочном центре Русского музея. А накануне в ДК прошла дискуссия о том, как учреждениям культуры взаимодействовать с городом и горожанами. Поговорить об этом собрались эксперты в сфере искусства из разных регионов России, представители местной творческой интеллигенции, а также официальные лица. Поприветствовали собравшихся заместитель губернатора области Елена Дягилева и телеведущий Андрей Малахов, который и был инициатором как дискуссии, так и в целом культурных перемен в городе.

Планы и интрига

Дискуссия оказалась чрезвычайно узкоспециальной — ее участники делились опытом взаимодействия с городскими сообществами в разных регионах, обсуждали, как организовать коммуникацию между художниками, госструктурами и частным сектором. Но вначале, конечно, речь шла об Апатитах, о том, как в город вновь пришло современное искусство и куда оно будет двигаться.
Андрей Малахов представил команду центра современного искусства «Сияние» (да, это не первая организация с таким названием в городе), у которой пока нет своего постоянного помещения, но есть идеи. Приветствуя собравшихся, он отметил:

— Я решил, что нужно вернуть городу Апатиты культурный флер, который был, когда я рос здесь.

Поделились ближайшими планами центра его директор Степан Бугаев, куратор Ольга Широкоступ, арт-директор Михаил Князев и главный архитектор проекта Анастасия Балакирева.

— То, что мы запускаем в Апатитах, — это и выставки, и работа с горожанами, и поп-ап проекты на партнерских площадках, — сказала Ольга. — Наша деятельность — не только выставочная, у нас большие планы на то, чтобы сделать качественные образовательные программы, мы готовы сотрудничать с коллегами в регионе и во всей России. Но основной план на грядущий сезон — исследования, мы еще нащупываем, что нужно городу, региону.

А горожан, кстати, продолжает волновать вопрос: где конкретно расположится центр современного искусства? Постоянно звучит фраза «пока строится здание…», но стройки мы нигде не замечаем.

Перед нами с Анастасией в этом проекте стоит задача архитектурного характера — придумать дом для Центра, — говорит Михаил Князев. — Сейчас наша команда в состоянии погружения в контекст. После нескольких визитов в город мы поняли, что Апатиты — прекрасный заповедник советской архитектуры, которую необходимо изучать и брать от нее лучшее. Мы хотим не только создавать, но и сохранять. Пока собираем данные по примечательным зданиям в Апатитах и окрестностях… У нас нет амбиций зайти с новой стройкой в город, в котором уже сложилась своя среда.

Степан Бугаев подчеркнул, что «это большая интрига, и мы все этой интригой внутри команды живем: будет ли новый дом или реконструкция какого-то объекта». А Андрей Малахов отметил, что «пока у нас нет здания, искусство будет распространяться по городу» — в аэропорту, разных учреждениях, в качестве муралов-росписей на стенах домов.

Советский заповедник

О том, какое впечатление город с характерной застройкой 60-70-х производит на архитекторов и насколько центр современного искусства может быть вписан в нее, я поговорила с Анастасией Балакиревой.

— Мы исследовали генплан и увидели, что Апатиты должны были развиваться по оси от площади Ленина к храму, — рассказывает Анастасия. — К той части города мы и присматриваемся. Но пока обсуждаем любые помещения, которые город готов отдать на реконструкцию, одно из них — здание кинотеатра, есть и другие. Главное, чтобы высота потолков была достаточной — может подойти какой-то бывший Дом культуры, спортзал или бассейн, там, где есть пространство, ведь музей близок по масштабу к театру.

Отличие Апатитов от похожих городов страны в невероятной природе вокруг. Да, застройка типовая, она немножко серая, но в то же время тут есть интересные вкрапления — мозаики, например, или газовые светящиеся названия на ДК, на «Полярном». Они приковывают внимание и их нужно сохранять.

Коснулись мы и здания библиотеки имени Гладиной, где пока размещена экспозиция. Анастасия и Михаил согласны, что оно потрясающее, с интересной историей, достойное особенно бережного отношения при проектировании грядущей реконструкции. Обещали, кстати, что росписи в зале абонемента будут сохранены. Я подчеркнула, что горожане очень трепетно относятся к зданию, потому что это настоящий центр культурной жизни Апатитов для всех — маленьких, взрослых, подростков, пенсионеров, — ведь в доковидные времена тут проходило до трех мероприятий в день! Анастасия и Михаил очень удивлены — они об этом услышали впервые. Вероятно, будущие исследования центра рассмотрят город и библиотеку и с этой стороны.

Надо изучать друг друга

Я поинтересовалась у Алисы Багдонайте, галериста и куратора разнообразных арт-резиденций, как могут ужиться в одном и том же месте новый центр и старая галерея? Как устроить взаимодействие местных художников с приезжими кураторами?

Пока в целом не очень понятно, как «Сияние» будет выстраивать свою работу, какие проекты будут ключевыми, а какие отойдут на второй план. Но и местным художникам нужно быть активными. Если утверждать, что «это меня не касается, это мне не нужно», то и ждать внимания к своим потребностям не приходится. А разворот происходит только в диалоге: «я здесь, хочу, чтобы меня заметили, хочу участвовать в выставке, хочу здесь резиденцию».

Мой совет один — договариваться. Если есть коллекция местного искусства — у нее должна быть постоянная экспозиция, ведь именно так люди могут увидеть художественную историю края. Другое дело, что центр современного искусства создает функцию и дело для тех, кто живет сегодня. На него стоит смотреть, как на место новой индустрии, которая даст рабочие места и повод приезжать в город, в том числе, художникам и кураторам из разных городов. А вообще, я не верю в конкуренцию в среде культуры, не верю, что один музей помеха другому. Культурные площадки наращивают аудиторию друг друга и делают пространство вокруг лучше.
На мой вопрос, насколько в целом подобный центр нужен городу, где есть множество других нерешенных проблем, Алиса ответила:

— Конечно, дороги и больницы — базовые инфраструктуры, на которые мы имеем право, и людям тут проще договориться. А вот центр искусства в основной пакет потребностей не входит, мы не имеем право ни у кого требовать, чтобы он был. Однако, когда центра вдруг не станет, то образуется пустота. Мне кажется, что аудитория любого качественного культурного продукта — не только люди, которые его хотят и приходят в него, но и те, кто просто знают, что он есть. Аура искусства всегда делает нас богаче. Тут нет вопроса прямой пользы, но есть возможность иметь новую гуманитарную жизнь.

Алиса Багдонайте пожелала при подготовке центра найти хорошего медиатора для взаимодействия с горожанами и художниками. А одними из самых важных моментов для успеха центра она считает обилие молодежи и предпринимательский оптимизм. Но тут Апатитам похвастать нечем: студентов в целом мы насчитали примерно тысячу, а предпринимательское уныние центром не развеешь…

Галерея «М»: былое и думы

Андрей Малахов на закрытии выставки еще раз подчеркнул, что здание библиотеки имени Гладиной ждет реконструкция и превращение в современное арт-пространство: «Огромное спасибо, что регион поддержал это начинание. Это будет уникальный объект сохраненной советской архитектуры, который в будущем станет местом силы в Апатитах», — сказал телеведущий.
Интересно, что объектом советской архитектуры здание на Ленина, 24а, быть никак не может — построено уже в постсоветский период, в 1991 году. И с тех пор было и остается местом силы — нет в городе более «нахоженного» и насыщенного культурой места. Но, безусловно, в год ковида, когда все было закрыто для посещений, догадаться об этом непросто…
Я поинтересовалась судьбой «Галереи «М», два последних вернисажа которой прошли в помещении салона «Салма» — спасибо его хозяевам, чете Байрамовых, за приют.

  • Когда в 1991 году, 30 лет назад, мы с Игорем Чайковском и Александром Терещуком основали «Галерею «М», основной задачей ее было продвижение современного, актуального, альтернативного искусства, — рассказывает ее руководитель Игорь Клюшкин, доцент кафедры культурологи и искусства ЛГУ имени Пушкина, член Союза художников и Союза дизайнеров России. — И нам это удавалось — можно вспомнить выставки «15 картин Андрея Беккера», «БУМАГА. RU», «Абстрактная теория цвета», «Живописный драйв», «Пропавший художник» и другие. Но устройство привозной выставки требует определенных финансовых затрат. Пока у меня была возможность привозить выставки за свои деньги или за деньги членских взносов художников галереи, это происходило. Кроме того, все выставлявшиеся художники были друзьями или моими студентами.
    Постепенно круг авторов, желающих выставиться в Хибинах, иссяк. Ушли из жизни художники, обладавшие своеобразной творческой манерой, которая привлекала зрителя и заставляла их размышлять — Игорь Чайковский и Михаил Скоробогатченко. Сейчас «Галерея «М» существует как любительское объединение художников при Дворце культуры, а место, где происходят выставки, принадлежит отделу декоративно-прикладного искусства ДК.
    Коллектив художников, объединенных галереей, заметно изменился. Если в начале своей деятельности почти каждый стремился донести до зрителя свое оригинальное видение мира и воспринимал занятие искусством как некое служение, то сейчас основная масса — «художники выходного дня», для которых занятие искусством это досуг. Поэтому и на выставках «Галереи «М» в последнее время трудно встретить признаки актуального современного искусства. Так что в какой-то мере акции Андрея Малахова подхватили у нас падающее знамя продвижения contemporary-art в социум провинциального города в период постиндустриализации. Естественно, финансовые возможности Андрея Малахова несравнимы с нашими, поэтому он может привозить сюда художников и проводить различные арт-события.
    В этом году «Галерее «М» исполнится 30 лет, запланирована выставка в Мурманском областном художественном музее. Было бы замечательно, если бы в экспозицию «Галереи» вошли и картины из коллекции Андрея Малахова. Что касается помещения, где проходили выставки «Галереи», то думаю, что этот вопрос — в компетенции администрации Апатитов.
Поделитесь:Share on VK
VK