«Северное сияние» — природе и людям

Апатиты. Новый проект займется туризмом
и поддержкой малого бизнеса - в Хибинах и рядом

При реализации проекта используются средства поддержки, выделенные АНО «Экспертный Центр ПОРА»

Проект «Северное сияние. Женские инициативы для устойчивого развития» называет своей основной целью разработку, внедрение и распространение жизнеспособных моделей малого бизнеса, связанного с неистощительным природопользованием. Трехлетняя программа должна была стартовать год назад, но вмешалась пандемия. Теперь же о ней рассказали студентам, журналистам и представителям администрации.

Не село, но все же

Вначале проект выстраивался для поддержки сельских инициатив, женщин — лидеров малого бизнеса в селах. Но затем было решено поддерживать и развивать экологический и социально-ориентированный бизнес в деревнях и малых городах Северо-Запада России. Лидер проект — словацкая компания «Mahogany International» при поддержке Евросоюза. Области поддержки — экологический и сельский туризм, переработка леса, сельское и рыбное хозяйство, промыслы и ремесла. От Мурманской области в проекте представлены Кировск, Апатиты и территория Хибин. Основные партнеры — Кольский центр охраны дикой природы и АНО «Ассоциация гидов-проводников и экскурсоводов Хибин».
Проект идет не только в Мурманской области, но и в Архангельской, и в Коми, там, где есть национальные парки — у нас это нацпарк Хибины, созданный три года назад. Для взаимодействия между людьми, живущими рядом, и природой парка и организовано «Северное сияние».

— Мы хотим помочь местному населению найти себя и увязать местный малый бизнес с работой нацпарка — это может быть взаимовыгодное сотрудничество, — говорит Ольга Петрова, региональный организатор проекта.

Она упомянула основные направления деятельности сообщества — изучение успешного отечественного и европейского опыта, стажировки, обучающие поездки, а также выделение малых грантов для поддержки успешных инициатив. И если в других областях ремесла и переработка ресурсов — активное занятие для малого бизнеса, то у нас упор будет сделан на предоставление комплексных туристических услуг.

— Хочется, чтобы те, кто ведет туриста в Хибины, были квалифицированными специалистами и предоставляли качественную информацию, а сами путешествия были занимательными и безопасными, — говорит Ольга.

Куда и с кем идти

Подробнее об этом говорил на встрече Олег Лютцков, руководитель компании «Норд-Стоун» и председатель АНО «Ассоциация гидов-проводников Хибин», который и организует школу гидов природного туризма. Он рассказал о том, что в России пока что отсутствует профессия гидов-экскурсоводов в сфере природного туризма, нет и профстандартов. Но уже сейчас рассматривается законопроект, согласно которому услуги гида на природных маршрутах будут оказывать только граждане России, и только те из них, что прошли аттестацию в региональной комиссии. Будут разработаны основные критерии аттестации, требования к образованию и навыкам гида, профессиональные стандарты.

— Поэтому мы и создали ассоциацию — инициаторами стали несколько местных туристических компаний и гиды-экскурсоводы, уже работающие в Хибинах, — рассказал Олег Лютцков. — В 2020 году начали формировать концепцию и заключили договор с проектом «Северное сияние», а в декабре — соглашение с КНЦ РАН на разработку обучающих программ и помощь в образовании будущих слушателей. Кроме того, концепцию школы гидов мы представили руководству Лапландского заповедника, который управляет национальным парком «Хибины», и администрации Кировска, а в марте согласовали планы и подписали договор о программе образовательных мероприятий и о том, что слушателям школы будет выдаваться сертификат государственного образца по программе повышения квалификации.

Школа гидов включает теоретический курс — слушатели будут получать основные знания по экскурсоведению, основам безопасности и психологии, заповедному делу, а также о природе и истории Хибин. Летом их ожидает полевая практика с тренировкой необходимых гиду навыков в горной, труднодоступной местности. Она будет включать отработку всех полученных теоретических знаний. Курс на онлайн-платформе стартует в апреле, а практическая часть запланирована на конец июня.

— Первая школа гидов природного туризма уже набрала слушателей — это 20 человек, с которыми мы уже работаем, и кто является нашими партнерами по проведению экскурсий, — подытожил Олег Лютцков. — С ними мы отработаем форму обучения и уберем недостатки, если они будут. А вот во вторую школу в 2022 году будем приглашать всех представителей туризма, как жителей области, так и участников из других регионов страны. Ведь такой специализированной школы гидов природного туризма пока нет нигде.

Нацпарк есть, а что дальше?

Виктор Петров, представитель Кольского центра охраны дикой природы, еще раз подчеркнул необходимость связать проект «Северное сияние» с близостью к национальному парку Хибины и другим природоохранным объектам.

— Мы в уникальном положении, потому что, хотя мы и городские жители, но особо охраняемые природные территории находятся от нас совсем близко. Нам важно, чтобы люди видели, что туризм или иные формы природоориентированного малого бизнеса и охраны природы могут сосуществовать рядом и быть взаимно полезными. Хотя это, конечно, задача нетривиальная. Чтобы все получилось, очень важно взаимодействие, диалог между всеми участниками процесса, важно, чтобы люди чувствовали, что ООПТ не отгораживаются от них забором, а наоборот — нуждается в помощи каждого, кто живет рядом.

Виктор подчеркнул, что кроме школы гидов в рамках проекта будет подготовлена качественная и внятная информация, которую могли бы использовать как туристы, так и местные жители, что ходят на прогулку с приезжими друзьями, рассказывают о Хибинах знакомым.

— Мы подготовим информацию, которую легко можно будет представить и распространять среди туристических и связанных с туризмом компаний. Чтобы информация об ООПТ добавляла турпродукту изюминки, интереса к этой территории, особой ценности турам и экскурсиям.

Отдельно разговор коснулся сувенирной продукции — как использовать в ней символику национального парка ко всеобщей пользе? Каким образом предоставлять маркетинговые услуги, чтобы о товарах местных производителей узнало как можно больше людей? И, наконец, вопрос, который региональные организаторы проекта задают всем горожанам: а чем еще может помочь малому бизнесу наличие рядом с ним особо охраняемой природной территории? Ведь опыт Хибин уникален — чаще всего в стране ООПТ соприкасаются лишь с сельскими поселениями.

— Мы были бы благодарны, если бы наши земляки подсказали нам, в каких еще направлениях можно выстроить сотрудничество между малым бизнесом и охраной природы Хибин, — подчеркнула Ольга Петрова.

Поделитесь:Share on VK
VK