«Навстречу искусству» пошли мы в ходе одноименного лектория, первое занятие которого состоялось в центральной библиотеке (ул. Пушкина, 4). Автор и единственный его докладчик — художник-искусствовед Марина Борисова. С ее помощью можно окунуться в мир искусства и научиться понимать язык живописи. Встречи в уютном зале центральной библиотеки будут проходить каждую первую и третью субботу месяца. Курс из 18 лекций познакомит с развитием западноевропейской живописи от античности до начала ХХ века, а также с творчеством художников Италии, Франции и Германии.
2 марта областное правительство разрешило библиотекам региона возобновить клубные, культурно-массовые мероприятия. Сразу же заработали все, и центральная тоже.
— Сегодняшняя встреча — большое событие для библиотеки, которая больше года жила без посетителей: вначале из-за ремонта, потом из-за ковида, — сказала в приветственном слове ее заведующая Ольга Базарова. — Этот лекторий, я уверена, откроет нам путь в искусство и поможет его грамотно оценивать. Присоединяться к циклу можно на любом этапе!
Конечно же, начали мы с первобытного искусства, хотя и звучит это выражение чуточку парадоксально. Однако…
— Мир после появления человека никогда не развивался отдельно от искусства, оно очень тесно с тех пор переплетено с внешней жизнью, климатом, религией и верованиями, — говорит Марина Борисова.
И переходит к наскальной живописи, которая, в сущности, отразила огромный период развития человека. Мы с трудом можем представить себе, что во время, датируемое 30 тысячами лет до нашей эры, были созданы настолько реалистичные рисунки. Причем первобытный человек делал их не для того, чтобы оставить о себе напоминание потомкам, у него был иной посыл — он рисует или вырезает, чтобы показать: «Я — есть!». За миллионы лет эволюции мозг человека настолько развился, что его начали переполнять эмоции, что он потрясен ими и начинает видеть себя частью мира.
Каждый раз, оставляя свой след, он говорит: «Я — есть!»
Марина захватывающе рассказывает нам о том, как в XIX веке люди повально увлеклись археологией — именно тогда сделаны значительные открытия. За полтора века было найдено около трехсот пещер с наскальными рисунками, большая их часть расположена во Франции и Испании, причем все — в труднодоступных местах.
Если бы люди рисовали для потомков, пещеры были бы не столь укромные, — рассказывает лектор. — Но они ничего не хотели оставлять другим — желали лишь показать себя или провести обряд для соплеменников. Постепенно в наскальной живописи начали появляться сюжеты, связные с верованиями. Если вначале это были лишь черточки или отпечатки ладоней, то затем начали появляться рисунки животных и сюжеты охоты на них.
Фотографий из пещер немного, потому что вход в них для широкой публики закрыт. Самые известные из них — Шове во Франции и Альтамира в Испании — строго охраняются от туристов. А чтобы удовлетворить любопытство людей, неподалеку от оригинала воссозданы реплики — точные копии пещер, чтобы перенаправить туда поток любопытствующих. К тому же в некоторых пещерах очень подвижный грунт — например, в знаменитой пещере Шове на юге Франции, которую открыли в 1994 году: она идеально сохранилась из-за обрушения породы, как в капсуле времени.
— Возраст старейших наскальных рисунков в Шове оценивается в 32 тысячи лет до нашей эры, — говорит Марина. — Интересно, что на ее стенах было много следов пещерного медведя, и лишь сверху, спустя пять тысяч лет, были нанесены изображения рукой человека. Ученые решили, что все фрески здесь были посвящены устрашению человека перед охотой: чтобы он заранее преодолел страх и шел вперед. На земле осталось множество следов детей от 6 до 12 лет — вероятно, они тут проходили некий обряд посвящения в охотники: шли по коридорам и залам, и со всех сторон на них со стен смотрели животные, птицы и насекомые, ужасные на вид и будто живые, потому что для придания фигурам объема первобытные художники искусно использовали естественный рельеф.
Удивительно, что изображения на одной и той же стене нарисованы разными людьми с временными промежутками в сотни лет — художники не стеснялись прибавлять свои рисунки к тем, что уже были до них. Постепенно появлялась и сюжетная живопись, а также — полихромная, с использованием до трех цветов. При этом та самая красная охра древних людей используется в живописи по сей день под названием сангина. Кстати, запекая глину для предания ей оранжевого цвета, кто-то из далеких предков перестарался и дозапекал ее до твердости — так появился первый сосуд, чаша, ставшая предшественником современной посуды.
Конечно, не обошли мы вниманием и Венеру Виллендорфскую, найденную впервые на территории современной Австрии и датируемую 25 тысячами лет до нашей эры. У этой человеческой фигурки практически нет головы, зато впечатляющи части фигуры, имеющие отношение к деторождению. Причем, лица тогда уже умели вырезать или рисовать, так что отсутствие головы у них имеет какое-то сакральное значение. Интересно, что эти первобытные статуэтки находили по всему миру, в самых разных местах, даже в России, неподалеку от Воронежа. При этом «русская» Венера изображена беременной и с украшениями на груди. Эти фигурки находили рядом с останками людей, их очень берегли, и носили на груди в качества амулета — изготавливали из кости, бивня или известняка.
Поговорили мы о мадленской культуре, когда развивалось так называемое мобильное искусство: жезлы, украшенные резьбой, объемные фигуры животных, остроконечники с тонкой отделкой, личные украшения в виде морских раковин и зубов животных. Человек, начав обрабатывать камни в качестве орудия, постепенно научился украшать их, а затем творчески создал себе амулеты. Рассмотрели мы и уникальный австралийский скелетный стиль, и рисунки одомашненных животных эпохи мезолита, и петроглифы — сложные наскальные изображения, нанесенные ударной техникой.
А я спросила: вдруг человек где-то глубоко в душе остался чуточку первобытным и все еще стремится сказать миру «Я — есть!», только теперь с помощью граффити? Марина не исключила этого, хотя и добавила, что для нее искусство — то, что несет свет и добро. И добавила, что вот удивительный факт: рисунки появились лишь у кроманьонцев, а вот у неандертальцев никогда не было символических памятников и произведений искусства… «Поэтому они и не выжили!», сделала публика вывод, и каждый согласился с тем, что ни прогресс, ни развитие цивилизации без искусства не представляется возможным.
На этом мы и расстались до следующей лекции. Присоединяйтесь!