Студенчество взаперти

Хорошо сидеть дома, когда ты взрослый и усталый. Плохо – когда ты бодрый и молодой. Такие очевидные выводы я сделала из наблюдения за собой и окружающими в период изоляции. А особенно от “дистанции” страдали школьники, их родители и педагоги — очень сложным оказалось мгновенно переключиться на новую форму учебы. Но кроме школьников у нас есть и студенты — как же они?..

 

 

Спросить, чтобы узнать

Илья Балымов, начальник отдела профориентационной работы филиала МАГУ в Апатитах и профессиональный психолог, использовал время самоизоляции для того, чтобы изучить вопрос: как она мешает или, наоборот, помогает студентам? Как влияет на их настроение? Для этого он провел опрос, а потом написал научную работу “Психологическое самочувствие российских студентов в условиях режима самоизоляции» для журнала “Social and Behavioural Sciences”. Так что же выяснилось в результате? Как студенты разных курсов отнеслись к новым условиям?

Исследование проходило на базе платформы Google Forms. В опросе приняли участие 1015 студентов из 30 российских городов, больше всего из Апатитов, Гатчины, Екатеринбурга, Новосибирска, Петрозаводска и Шадринска.

Студенты в первую очередь вынуждены были адаптироваться к двум факторам: к резкому увеличению нагрузки и времени у компьютера и невозможности удовлетворить значимые потребности в социальных контактах, привычному досугу и физической активности. Иногородние студенты испытывали дополнительный стресс, связанный с тем, что им нужно было расселиться из общежития — это тоже нарушило привычный уклад и разорвало дружеские связи. Почти половина участников исследования отметили, что им пришлось переехать из общежития после введения режима самоизоляции.

В статье Илья Леонидович пишет:

“Изначально мы предполагали, что переход на дистанционный формат обучения, отсутствие необходимости тратить время на дорогу окажутся факторами, благодаря которым у студентов появится больше свободного времени. Однако результаты опроса говорят о том, что в большинстве случаев это не так: 54,8 процентов опрошенных отмечают, что объем свободного времени не увеличился”. Студенты комментировали этот вопрос так:

“Ага, конечно, тонна домашней работы и скошенная спина за компьютером».

“Намного больше времени стало уходить на учебу, в основном из-за непонятного материала, с которым приходится разбираться самостоятельно”.

“Свободного времени не стало вообще, так как со всеми материалами теперь приходится разбираться самой; некоторые преподаватели вообще не выходят на связь”.

“Вы вообще видели домашние задания? Там одно задание часа четыре делаешь, а их каждый день по 3-4. Значит, в среднем на это уходит каждый день по 12 часов. Это с ума сойти можно! А ведь дома есть свои обязанности, и ложиться почти каждый день из-за домашнего задания в час ночи, а то и позже, не очень классно…”

Кстати, педагогической науке стал известен факт, что большой процент преподавателей, особенно старше 50 лет, не имевших ранее опыта деятельности в дистанционном формате, испытывает сложности, связанные как с подачей материала студентам, так и с контролем учебной работы. Преподаватели либо пускают образовательный процесс на самотек, просто предоставляя студентам конспекты лекций, а затем, проводя тестирование, либо буквально заваливают студентов самостоятельной работой, не отдавая себе отчета в том, как много времени занимает ее выполнение.

СТУДЕНТ1

Ненужное время

В некоторых ответах студенты откровенно жаловались на проблемы, связанные с изменением структуры личного времени: “Нет того, чем можно его занять, так что нет толку в этом времени”, “Да, времени стало больше, но я не рада этому”, “Время появилось, но сложно научиться использовать его, потому что неудобный режим обычного обучения под давлением буквально перековал все ритмы за этот год”.

Около 46 процентов опрошенных отметили, что их психологическое самочувствие ухудшилось. Десятая часть, наоборот, чувствует себя более комфортно, чем раньше, а остальные либо утверждают, что их состояние не изменилось, либо не могут однозначно сказать, чего оказалось больше — плюсов или минусов. Те, кто отмечает ухудшение своего психологического самочувствия под влиянием режима самоизоляции, дали весьма эмоциональные комментарии: “Психологическое состояние крайне подавленно”, “Я стала очень нервная, не высыпаюсь, много психую и негодую”, “Появились панические атаки”, “Из-за многих заданий и неисправности системы у меня были нервные срывы”, “В режиме самоизоляции и на дистанционном обучении я чувствую себя отвратительно, стабильно случаются истерики…”.

В ходе опроса студентов попросили оценить влияние отдельных факторов, действующих на них во время режима самоизоляции и дистанционного обучения — необходимость длительного совместного пребывания в одном помещении с другими людьми, ограничение числа социальных контактов “в реальной жизни”, снижение физической активности, невозможность заниматься привычным досугом вне дома — посещать кружки, секции, необходимость длительное время проводить за компьютером.

Илья Балымов пишет: “Мы предполагали, что наиболее негативное влияние на студентов оказывают те факторы, которые можно назвать социальными, то есть длительное совместное времяпровождение с одними и теми же людьми с одной стороны и ограничение числа социальных контактов — с другой. Однако результаты опроса показывают другое: самое негативное воздействие на психологическое состояние студентов оказывают факторы, которые мы условно назвали физическими — ограничение физической активности и необходимость много работать за компьютером. Необходимость длительного совместного пребывания в одном помещении с другими людьми имеет негативное значение лишь для трети студентов, в то время как влияние снижения физической активности негативно оценивают уже 2/3 опрошенных”.

Наиболее тяжело, по данным исследования, переживают самоизоляцию те студенты, у которых в результате перехода к дистанционному обучению не увеличился объем свободного времени. Эта взаимосвязь между ним и психологическим самочувствием студентов должны обязательно учитывать руководство университетов в дальнейшем при возникновении необходимости перехода к дистанционному обучению. Учебный процесс в дистанционном формате необходимо планировать так, чтобы нагрузка на студентов, которые и так лишены возможности удовлетворять многие значимые потребности, не была чрезмерной.

студенты2
Парням немного легче

Вместе с тем стоит отметить, что негативные психологические последствия режима самоизоляции и дистанционного обучения не являются тотальными. Около 10 процентов студентов положительно оценивают дистанционный формат обучения и влияние самоизоляции на свое психологическое самочувствие и не менее 30 процентов находят в новом жизненном укладе преимущества, которые вполне компенсируют для них влияние негативных факторов.

Интересная деталь — оказалось, если студент состоит в отношениях или в браке, это позволяет ему успешнее адаптироваться как режиму самоизоляции, так и к дистанционному обучению. Студенты, проживающие вдвоем с кем-либо, наиболее часто демонстрировали позитивное отношение к дистанционному обучению. Среди юношей больше тех, кто не почувствовал влияния самоизоляции на свое психологическое самочувствие, среди девушек — тех, кто не смог дать однозначною оценку. При этом 53 процентов опрошенных отмечают, что такой формат обучения имеет и достоинства. И возможно, если перечисленные недостатки дистанционного обучения будут устранены, то число его сторонников вырастет многократно.

“Дебаты о том месте, которое должно занимать дистанционное обучение в российском высшем образовании, ведутся уже давно. Перечисляются плюсы и минусы дистанционного формата, говорится о неизбежности постепенного и все более активного внедрения цифровых и дистанционных технологий в образовательный процесс. Однако эти обсуждения потеряли смысл перед лицом пандемии COVID-19, который начал диктовать свои условия в абсолютно тоталитарном стиле. Переход к дистанционному образованию в России произошел так, как никто не ожидал: внезапно и повсеместно.

Естественно, что вузы оказались не готовыми к такому сценарию. Крупнейшие университеты, имеющие большой опыт использования дистанционного образования, сумели достаточно быстро мобилизоваться и организовать не только образовательный процесс, но и внеучебную жизнь студентов. Однако большинству университетов в течение всего периода ограничительных мер не удалось в полной мере решить многочисленные проблемы, связанные с переходом к дистанционному образованию”, — пишет в статье Илья Балымов.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *