Первая ласточка, вернее, первый “подстреленный” коронавирусом представитель частного бизнеса — апатитский кинотеатр “Полярный”. 25 марта в 14.20 в нем показали последний фильм — комедию “Холоп”. “Пусть хоть люди посмеются напоследок”, — сказала директор “Полярного” Светлана Жукова.
Началось все даже не с запрета собираться в кинозалах более чем по 50 человек. В феврале кинокомпании начали откладывать первые премьеры: кто на май, кто на лето, кто на середину осени. Отменились “Мулан”, “Форсаж-9”, “007: не время умирать”. Киностудии начали откладывать, а то и вовсе переносить на осень или следующий год ближайшие премьеры, замораживать съемки или даже распускать съемочные команды. Но “Полярный” что-то, да демонстрировал, пока с трех часов дня 25 марта постановлением губернатора Мурманской области не были введены новые ограничительные меры в связи с угрозой распространения коронавируса. Была приостановлена работа ночных клубов, детских игровых комнат, фитнес-центров, аквапарков, и, конечно, кинотеатров.
— Формально мы закрылись до середины мая, когда возобновят работу московские прокатчики. По ощущениям — до осени, — говорит Светлана Жукова, директор “Полярного”. — А может быть, мы уже не сможем восстановить нашу работу.
Дело в том, что “Полярный” — предприятие частное, которое арендует помещение кинотеатра у муниципалитета, ему же платит арендную плату, налоги в местный бюджет. Работает в кинотеатре 15 человек.
— Положение сейчас не просто сложное, а очень сложное, — говорит Светлана. — У нас большая задолженность за аренду, за коммунальные услуги — после нового года в кино люди ходили мало: нет премьер, а только на них мы и зарабатывали большую часть денег. Сейчас мы будем вынуждены попрощаться друг с другом — сотрудники уйдут в отпуска, а вот будет ли им куда возвращаться, большой вопрос.
Светлана Жукова рассказывает, что в 2012 году у “Полярного” уже был серьезный кризис, но тогда удалось найти инвесторов и наладить работу. Надежд на какие-либо инвестиции сегодня нет никаких.
Вообще, конечно же, кинотеатры должны входить в категорию заведений культуры, которые государство обещало поддерживать. Но апатитский “Полярный” вроде как сам по себе — с одной стороны он в городе есть, с другой — никто ему поддержку от города и не обещал, наоборот: кинотеатр всем бесконечно должен.
— Вам никто из администрации не звонил, не говорил: “Не закрывайтесь, мы что-нибудь вместе придумаем!”?
Светлана смеется, но не очень весело:
— Нет. Последнее, что мы от них получали — это рекомендации о снижении численности посетителей в зале, потом — предупреждение о том, чтобы снег убрали на крыльце и вокруг, а самое главное — чтобы 16 апреля мы показали гражданам фильм “Стрельцов”, как общественно-значимый…
Теперь рекомендовать показывать и рассказывать что-то “общественно-значимое” местным властям станет некому. Кина, как говорится, не будет. До свидания, “Полярный”, а может — прощай.
И правильно. Нужно зал перепрофилировать в церковь. А то у нас не хватает. И молиться, молиться, молиться, как учил великий Ле…, да не все ли равно кто?