Здесь Шиес

Через реку Вычегда переправиться по мосту нельзя - не пропускают. Единственный путь - на пароме. Фото Юлии Короткой.
Через реку Вычегда переправиться по мосту нельзя — не пропускают. Единственный путь — на пароме. Фото Юлии Короткой.

Небольшую станцию в Ленском районе Архангельской области уже год обсуждают по всей стране. Здесь запланировано строительство современного экотехнопарка “Шиес”. Однако местные жители этому воспротивились и больше года назад начался протест, который мешает реализации большого проекта.

Где находится Шиес?

Что делать с мирным протестом, если он мешает строительству? Применить силу незаконно: лес вокруг станции до сих пор общественное место. Отступить и оставить землю и людей в покое? Такого никогда не было. Что остается? Остается как-то сосуществовать. Так и живут бок о бок уже почти год сотрудники застройщика — ООО “Технопарк”, — и люди, решившие не отдавать свою землю под мусорный полигон.

Вообще-то поселка Шиес не существует уже практически 50 лет. На границе Архангельской области и республики Коми — только железнодорожная станция. До ближайшей деревни 30 километров, до Архангельска — около тысячи, а вот до Сыктывкара, столицы Коми, всего 180. Примерно в радиусе 20 километров от станции Шиес нет ни одной сотовой вышки — только железная дорога, лес, речки и болота. Собственно, болота — одна из главных причин, по которым люди против полигона: разложившиеся отходы и свалочный газ, уверены они, отравят воду в реках.

С чего все начиналось

По официальной информации станция Шиес находилась во владении РЖД для промышленных целей. Вначале — до 2056 года. А недавно компания передала эти земли московскому государственному бюджетному учреждению “Автомобильные дороги”, а оно — своему дочернему предприятию ООО “Технопарк”, которое и является застройщиком.

Местные рассказывают, что летом 2018 года на заброшенной станции начали останавливаться два поезда в сутки: один — со стороны Москвы, другой — из Воркуты. По одной версии, вначале незапланированные вроде бы остановки заметили проводники. По другой, первыми удивились местные охотники и рыбаки: они обнаружили, что возле заброшенной станции кто-то вырубает лес и ставит забор. Дальше сработали сарафанное радио и социальные сети. В августе прошлого года люди в Сыктывкаре, Жешарте, Межеге, Мадмасе и Микуне — это Коми, в Урдоме, Яренске и до самого Архангельска уже знали, что на станции Шиес компания “Технопарк”, учрежденная департаментом имущества Москвы, строит полигон, чтобы свозить туда мусор.

Вскоре Архангельское правительство подтвердило: инвестор в обмен на социально-экономическое сотрудничество и новые рабочие места повезет на Шиес мусор из Москвы. Но проект официально презентовали лишь в октябре 2018 года (правда, проектной документации нет до сих пор — только слайды с описанием планов). Однако было поздно — протест начался. Люди начали писать обращения к Президенту, депутатам, надзорным органам, блокировать проезд грузовиков, выходить на митинги.
20 декабря 2018 года активисты установили на Шиесе первый вагончик. Так началось круглосуточное дежурство, на которое приезжали люди сначала из близлежащих поселений, а затем и из регионов. Постепенно лагерь разрастался — появлялись новые посты.

Сестры Галина Аркания и Екатерина Карпюк дежурят на посту “Переправа” каждую пятницу уже полгода. Фото Юлии Короткой.
Сестры Галина Аркания и Екатерина Карпюк дежурят на посту “Переправа” каждую пятницу уже полгода. Фото Юлии Короткой.

Первый пост

Раньше на Шиес добираться было намного проще, но с 11 июня кассы РЖД, несмотря на популярность направления, перестали продавать билеты на станцию. На выезде из Урдомы, по словам местных жителей, поставили пост ДПС — автомобили без пропуска не пускают на газотрассу, которая ведет к Шиесу. Поэтому наша группа журналистов из северных регионов России, Швеции и Дании из Сыктывкара отправилась на станцию автобусом. Проехали несколько десятков километров по Ухтинскому шоссе и были остановлены сотрудниками ДПС. Формулировка несколько удивила: “Нам показалось, что ваш микроавтобус неисправен”. На трассе мы простояли час, автобус осмотрели со всех сторон, проверили документы водителя, напоследок всех журналистов в автобусе сфотографировал один из инспекторов. На вопрос: “Зачем?”, ответил просто: “Так положено!”. Коллеги из Сыктывкара рассказали, что это нормальная практика и они к таким препятствиям по дороге на Шиес привыкли.
Спустя 160 километров мы увидели первый пост активистов под названием “Переправа”. Как несложно догадаться, он находится у реки — Вычегду необходимо преодолеть, если направляешься на Шиес машиной. Пейзаж живописный — река, кладбище и пост активистов. Он представляет собой вагончик с плакатом, стилизованным под известный фильм, только со словами “300 республиканцев на защите Шиеса”.
Нас встречают Галина Аркания и Михаил Гаращенко.

— Мы стараемся накипятить чаю, наварить еды, чтобы встретить ребят с Шиеса, которые едут дежурить сюда со своей работы, например, с ночных смен, — рассказывает Галина. — Их надо накормить и обогреть. С кем-то одеждой делимся и сапогами. Ну и, конечно, фиксируем машины: кто едет, наши или нет? И так с восьми утра до восьми вечера, затем приезжает пересменка.

Меня женщина встретила словами: “Ты что в этих черевичках на Шиес собралась? Какой размер ноги? Сейчас сапоги подберем!”.
В основном на “Переправе” дежурят люди из соседних поселков — Межег, Казлуг, Микунь, Жешарт, Урдома, Яренск, Мадмас. На посту постоянно находится около десяти человек. Есть палатки, столы, скамейки и даже погреб. Рядом костер. Здесь, в ожидании парома через Вычегду, можно перекусить и обсудить последние новости.

Продолжение следует.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *