Спасение рядового Лимона

Павел Курдаков, Максим Гостинцев, Александр Кривошеев - авторы и создатели  тепличного комплекса. И станок лазерной резки, который  работает в школьной мастерской. Фото Елены Балабкиной.
Павел Курдаков, Максим Гостинцев, Александр Кривошеев — авторы и создатели
тепличного комплекса. И станок лазерной резки, который работает в школьной мастерской. Фото Елены Балабкиной.

Научно-практическая конференция “Шаг в будущее” прошла в Апатитах в 26-й раз. И, как и в прошлые годы, на секциях по различным предметам прозвучали десятки интересных докладов. Также, не впервые, высокую оценку получила работа из школы №7, выполненная под руководством преподавателя технологии Александра Кривошеева. Мы еще Сашу Авдонина, теперь уже студента, не успели забыть — вместе с Александром Владимировичем они разрабатывали устройство для счетчика горячей воды, которое позволяло бы счетчику не крутить лишнего, пока вода не нагреется. А тут — на тебе, тепличный комплекс с автоматическим и даже удаленным управлением!
Максим Гостинцев защищал проект на секции “Энергосбережение. Технические устройства”. Здесь все жюри представлял Кольский научный центр — научные сотрудники Центра физико-технических проблем энергетики Севера и его ведущий научный сотрудник, кандидат технических наук Алексей Бежан. Но Максим рассказал, что волнения никакого не испытывал, потому что был уверен в работе и в том, что их с учителями проект — лучший. Потому что кроме учителя технологии Александра Кривошеева вместе с учеником над тепличным комплексом работал и учитель информатики Павел Курдаков. И к тому же, это была не первая презентация мини-теплицы.
Проект появился раньше по стечению обстоятельств, разных, но одинаково удачных. Во-первых, администрация школы предложила Александру Кривошееву поучаствовать в конкурсе на получение грантов. Гранты предназначались для создания технологической лаборатории, которая способна была бы заменить обычные школьные мастерские. Не секрет, что уроки технологии в последние годы сильно изменились по сравнению с уроками труда прежних лет. Если в восьмидесятые годы мальчики работали и с деревом, и с металлом, к тому же почти каждый знал, какими инструментами и как нужно пользоваться, то сейчас, начиная с седьмого класса, дети получают больше теоретических знаний, нежели практических навыков. Учителя технологии, как могут, пытаются преодолеть этот странный парадокс.

— Современные дети не многое, к сожалению, умеют делать на уроках труда, — рассказывает учитель технологии Александр Кривошеев, он работает в “семерке” со дня ее открытия. — Моя задача их не просто научить, а заинтересовать. На уроке всегда видно, кто на что способен, и я, как правило, быстро замечаю, с кем можно работать над проектами — не просто на бумаге, а именно практически. Такие мальчишки показывают отличные результаты на срезах знаний, хорошо выступают на школьных и городских олимпиадах по технологии. Вот, например, с Семеном Хахулиным дошли до всероссийского этапа, ездили в Санкт-Петербург.

Важно индивидуально подходить к детям, требуется разноуровневый подход. И, конечно, новая аппаратура нужна, современные станки, принтеры. Вот мы и подали заявку на конкурс грантов, чтобы все это приобрести. Вместе с Павлом Юрьевичем ее готовили, придумывали, что нужно, для чего нужно, как и где можно разместить. Грант мы выиграли, у школы теперь есть станок лазерной резки, 3D-принтер, итальянский конструктор на основе микроконтроллеров. Теперь в мечтах сделать настоящую лабораторию из слесарных мастерских. Нетбуки поставить, чтобы дети создавали рисунки в графическом редакторе, а я бы их мог проверить, отредактировать и отправить на резку. Мы уже многое научились делать, заголовки для стендов, например, алфавит для слабовидящей ученицы, сувениры. Для Валентина Скалозуба и автокласса из школы №14 сделали трафарет, с помощью которого они надписи перед пешеходными переходами наносили.

О том, как появилась идея портативного тепличного комплекса, рассказал Павел Курдаков. Он работает в седьмой школе третий год, приехал в Апатиты из Челябинской области. Человек он молодой, с детьми общается легко, а идеи берет… да вот хоть с собственного подоконника!

— Мы искали с ребятами тему для проекта, с которым собирались выступать на “Формуле МАГУ” — региональном конкурсе научно-технологических проектов, который проводит университет, — говорит Павел Юрьевич. — А у меня на окне в кабинете стоял лимон в горшке. Лимон я привез из Абхазии, а потом принес из дома в школу, ему здесь светлее и теплее, в школе я больше времени, чем в квартире провожу. И тут появилась идея: как создать хорошие условия для растения, если ты не можешь за ним ухаживать? Стали предлагать параметры — освещение, орошение или осушение, влажность воздуха, с помощью чего их регулировать, какую написать программу, какие использовать лампы, емкости. Наш проект на “Формуле МАГУ” стал лауреатом, сейчас получил высокую оценку на городской конференции “Шаг в будущее”, в ноябре Максим будет защищать его в Мурманске, на региональном этапе. Но уже сейчас мы запускаем второй этап проекта — гидропонный портативный тепличный комплекс. Если первый вариант рассчитан на одно растение — лимон, ананас, авокадо, — то второй позволит вырастить зелень, помидоры черри или клубнику.

Чтобы написать программу в чуть более чем тысячу строк программного кода, которая регулирует влажность, освещенность и полив, понадобилось несколько вечеров совместного труда, потом Максим Гостинцев самостоятельно продолжил и закончил работу. Деревянный разборный корпус они делали вместе с Александром Кривошеевым. Корпус хотя и большой, легко разбирается и переносится.

— Новая версия, гидропонный комплекс, будет ниже, но шире, из пластика, стекла и металла. Также уже есть прототип сайта, на котором можно увидеть данные и подрегулировать параметры — я сейчас им занимаюсь, — говорит Максим.

Обновленный комплекс мы сможем увидеть во всей красе в начале следующего учебного года, когда Максим Гостинцев станет 11-классником и будет готовиться к выпускным экзаменам.

Поделитесь:Share on VK
VK

2 комментария на “Спасение рядового Лимона”

  1. Преподаватель А.В. Кривошеев — один из тех Людей, которых надо беречь!
    Таких мужчин — школьных преподавателей — осталось очень мало.
    Вымирающий вид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *