Жизнь проходит быстро, а жизнь без ушедших друзей летит еще быстрее.
Вот и оказалось, что со дня смерти художника Игоря Чайковского прошло десять лет. И тут все ахнули: как десять? Только вчера же узнали, что болен, что нуждается в помощи. О необходимости этой помощи написал в газете Игорь Дылёв, объявил сбор в редакции или в отделе культуры — у Ирины Новицкой. А теперь нет с нами и их обоих…
На память о художнике остаются не только его работы. Остается еще и память о временах, которые он изменил одним своим присутствием. Особенно, если художник — личность: крупная, неординарная, яркая. А об Игоре Чайковском всегда, и довольно внезапно, всплывают истории от самых разных людей, зачастую с живописью даже и не связанных. Про то, как он выбирал однажды пиджак… Про то, как ходил охотиться на зайцев… Про… Да про многое!
И получается, что художник, спустя годы после своего ухода, становится частью городского фольклора — светлой, юморной, искрометной. “А вот был случай — мы с Чайковским!..” — так начинаются эти байки. И давайте честно спросим себя: про кого из нас будут вспоминать подобным образом спустя десять лет?
Но сегодня, все-таки, слово тем, кто был связан с Игорем Чайковским особенно: его коллегам.
Игорь был значительной фигурой в художественной жизни Апатитов. Я помню его совсем молодым. Мы вместе работали в одной забавной организации, в “Комбинате торговой рекламы”. Здание находилось на самой окраине поселка Кукисвумчорр, на улице Чуйкина. Игорь делал проекты для газосветной рекламы. Он был молод, худ и полон творческих планов.
А совсем близко мы стали общаться, наверное, с 1987 года, когда организовалось творческое объединение “Мастер”, в котором участвовали практически все художники, живущие в Апатитах и Кировске. Игорь был одним из лидеров объединения. Мы организовывали передвижные выставки, участвовали в городских праздниках, делали инсталляции и тематические экспозиции. Это было интересное время. Мы тогда были еще молоды, и казалось, что перед всеми нами открывались радужные перспективы.
Одно из самых значительных событий в нашей жизни, в художественной жизни Апатитов, было создание “Галереи “М”. Мы с Игорем прилетели утром 19 августа 1991 года в Апатиты. Путч. ГКЧП. Российский триколор. Социальные потрясения того времени вызвали у художников естественную реакцию. Была создана целая серия работ, в которых мы — Игорь Чайковский, Александр Терещук и Игорь Клюшкин — выразили свое отношение к происшедшим событиям. Так родилась выставка “Живопись времен переворота”, и этой выставкой была открыта новая арт-структура: общество с ограниченной ответственностью “Галерея “М”, с уставным капиталом в 1000 рублей. Это была первая частная галерея в советском Заполярье.
Первая выставка оказалась довольно востребованной: в феврале 1992 года она демонстрировалась в Мурманском художественном музее, а в августе того же года, в годовщину путча, ее увидели зрители Государственного музея политической истории России в Санкт-Петербурге. Здесь было предложено интересное экспозиционное решение — картины художников “Галереи “М” демонстрировались на фоне огромной картины “Взятие Зимнего” размером 4х18 метров. Происходил очень интересный семиотический диалог двух художественных объектов: путч 1991 года на фоне путча 1917 года. Пять работ художников с тех пор хранятся в коллекции Музея политической истории России.
Игорь, будучи главным действующим лицом галереи, очень много сделал для того, чтобы галерея стала местом экспозиции современного, актуального и альтернативного искусства. Он достаточно интересно в своем живописном творчестве интерпретировал традиции русского реалистического искусства и приемы русского и зарубежного авангарда. И подчас в этом он достигал довольно любопытных решений.
Чем дальше от нас это время, тем острее чувствуется отсутствие Игоря в нашей культурной жизни. Появились новые художественные институции, жизнь продолжается. И хочется сказать слова благодарности нашему другу, художнику, творцу Игорю Чайковскому. Мы помним тебя!
Игорь Клюшкин, художник.
Мы с Игорем познакомились на предприятии, в “Торговой рекламе” — он пришел туда совсем молодым, на газосветный участок. Вывеска магазина “Арктика” — это как раз его работа. Потом куда-то ушел, и мы долго с ним не общались, случайно встретились потом у Баржицкого, и я увидел Игоря совершенно изменившимся, ставшим художником и выглядящим соответственно.
Игорь — пример того, что можно изменить все, если очень захочешь. Он хотел быть художником и стал им. Не каждый из нас способен сказать о себе так, многие вечно сомневаются в себе. А у Игоря такого не было, хотя мы на эту тему не говорили…
Чайковский был художником во всем, отдавал себя творчеству целиком. Но главное — это то, что он своим запалом, интересом объединил людей, создал “Галерею “М”. Игорь давно на небесах, а его детище живет, а это самый его весомый вклад в жизнь нашего города. Тогда, в начале 90-х, все возникло на пустом месте: денег нет, все в панике, а тут — такой прорыв! И сколько всего там происходило интересного… Когда человек свободен во всем — в выборе материалов, сюжетов — это побуждает творить еще, а также раскрепощает людей и они становятся близки друг другу. “Галерея” — еще и пример того, как можно почти в одиночку заразить других людей хорошей идеей. А это трудно. Мы часто вспоминаем Чайковского и его способность общаться по-доброму, искренне, находить со всеми общий язык, быть обаятельным и располагающим к себе человеком.
Станислав Никонов,
художник, предприниматель.
Игоря я вспоминаю часто. Вспоминаю и как художника, и как друга.
Художник он самобытный, мыслящий, интересный. Его работы я видел практически все, поэтому могу в полном объеме знать его творчество. И творческая жизнь его проходила рядом, на наших глазах. Теперь поражает то, насколько она получилась недлинной.
Если бы меня спросили, кто, на мой взгляд, самый интересный художник, живший и работавший в Апатитах и Кировске, я бы не задумываясь сказал — Игорь Чайковский. Вторым бы назвал Мишу Скоробогатченко, оба из нашей “Галереи “М”.
В короткой газетной статье к памятной дате нет возможности анализировать достоинства той или иной работы. Как всегда, были и послабее, и посильнее. Но если говорить обо всех вместе, то творческий багаж Игоря очень значителен. Он многое успел сделать. Нам бы его услышать.
Город еще не до конца оценил, какой замечательный художник жил и творил в нем.
Александр Зайцев,
художник.
Игоря всегда вспоминаю добрым и позитивным. Он был душой компании. А еще тактичным и интеллигентным. И, конечно, невероятно талантливым. Частенько, как сосед, забегал по утрам: “Пошли на кофе!”…
Маргарита Момотова, методист библиотеки-музея,
куратор “Галереи “М”.
Увидев Игоря впервые, я сразу поняла, что этот человек — художник. И внешность, и манера говорить — соответствующие.
Мы познакомились с Игорем в тот момент моей жизни, когда мне было не очень понятно, куда идти и что делать дальше. Наверное, у каждого из нас бывает такое ощущение какой-то неправильности происходящего. Вроде бы работаешь, рисуешь, пишешь, живешь… Но себя при этом не понимаешь, кто же ты на самом деле — художник или человек?..
А вот про Игоря сразу было понятно — он художник! Такой уверенный, открытый, веселый. А я просто умею рисовать, так я ему и сказала — тоже, мол, рисую. В результате пришлось рисунки Игорю показать и это был переломный момент, у нас был серьезный разговор, в процессе которого Игорь объяснил мне, что я и есть художник, тоже, как и он, и нечего тут даже искать, жизненный путь уже есть, надо просто идти и делать свое дело. Ну, в моем случае — заниматься графикой. И это было, как увидеть свет маяка в штормящем море. Многое стало простым и ясным, появилась уверенность в себе, желание работать и участвовать в выставках.
Конечно, это определило мою жизнь, и Игоря я никогда не забуду. Он был талантливым художником и прекрасным человеком, который умел помочь людям понять свой внутренний мир. А внутренний мир человека — это космос, я считаю. К сожалению, после ухода Игоря некому было сказать: король умер, да здравствует король. Потому что он из незаменимых. В моей памяти он остается маяком, проводником в мир искусства, лучом надежды. Звучит высокопарно, но это чистая правда.
И я уверена, что не только я, многие считали его своим настоящим другом, он заряжал хорошим настроением, буквально парой фраз!
А еще такой интересный факт — меня завораживало его лицо, одухотворенное, богатое мимикой, очень эмоциональное, с типичной художественной бородой. И я часто его рисовала, портретов Игоря у меня было много, но все были разобраны или куплены его друзьями. Остались только фотографии работ. Одна из них — в сине-желтом свитере. Этот свитер у него на самом деле был. Приходит он как-то на очередное открытие выставки в нем, я удивляюсь подобному смелому колориту и спрашиваю: что за вырвиглаз? А он объясняет: мечтает, якобы, в кругосветное отправиться, в море, на яхте (с кем-то там, не помню). Так вот мама связала ему свитерок, чтобы, если он за борт упадет, так его издалека было видно…
Ирина Ситдикова,
художник.
Люди помнят. Это хорошо.! Игорян!!!!
Спасибо всем, за память!!! СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!! Игорек!!! брат!!! Люблю тебя!!!