Загадочные ценники

По витринам тонаров Апаитского молочного комбината сразу видно, какой продукцией в нем торгуют. Фото Анны Глодевой.
По витринам тонаров Апатитского молочного комбината сразу видно, какой продукцией в нем торгуют. Фото Анны Глодевой.

“БЗМЖ”, “СЗМЖ” — эта аббревиатура появилась на ценниках в продуктовом магазине в первых числах июля. Покупатели с недоумением пытались ее расшифровать, а мы понаблюдали, как заработал новый закон о продаже молочных продуктов в наших магазинах.

Странные буквы на ценниках появились благодаря дополнениям, внесенным в Правила продажи отдельных видов товаров от 1998 года. Касаются они всех продуктов, которые в народе называют молочными или кисломолочными. В законе же они звучат так: молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты.
Дополнения регламентируют размещение или выкладку таких товаров в торговом зале или ином месте продажи. Это должно быть сделано так, чтобы покупатель мог “визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью “Продукты без заменителя молочного жира”.
Теперь расшифровка аббревиатуры на ценниках труда не составляет. БЗМЖ — это продукты без заменителей молочного жира, то есть, натуральные. СЗМЖ — соответственно продукты, содержащие заменители молочных жиров (смесь нескольких растительных масел, которые предварительно очищаются и перерабатываются) — насколько это хорошо, решать покупателю. Тут стоит еще раз отметить, что такая маркировка должна быть на масле, сметане, твороге, сыре и так далее. Еще одно дополнение Правил касается надписи: на упаковке продукта с заменителем молочного жира информация об этом должна быть нанесена шрифтом более 2,5 миллиметра.

К чему такие сложности? Возможно, все дело в проверках и экспертизах, которые регулярно проводят Россельхознадзор и Роскачество. К примеру, в прошлом году, согласно проверкам первых, каждая пятая бутылка не соответствовала стандартам. А вторые обнаружили фальсифицированную продукцию, в каждой четвертой бутылке. Но по большому счету все изменения должны принести пользу покупателям — каждый имеет право знать, что покупает: натуральные молоко, сыр, творог или суррогат.
Об этих изменениях стало известно еще в начале года, то есть у магазинов было довольно много времени, чтобы привести прилавки и ценники в соответствие. С момента их вступления в силу прошло уже более двух недель, и мы отправились по торговым точкам.

Отдельные витрины для продукции без содержания молочного жира, как это сделано в бывшей “Дружбе”, есть далеко не везде. Ценники написаны чаще всего мелким шрифтом. Во многих магазинах на них есть аббревиатура, но не на всей молочной продукции. К примеру, в одном из сетевых магазинов, судя по ценникам, есть мороженное обычное и есть БЗМЖ. Последнее, кстати, пугает несведущих покупателей, хотя продукт отличный. На сырах и того интереснее: БЗМЖ, СЗМЖ и просто “сыр”.
В магазине другой торговой сети, даже нас, понимающих, о чем речь, некоторые ценники привели в ступор. Вот такие: “творожный продукт с.м.ж. 2,8%”. Какую информацию из этого почерпнет покупатель, не читающий законы, или обычный пенсионер — непонятно, ведь творожный продукт, это уже не натуральный творог.
И еще одно наблюдение. В некоторых местах молочные продукты на полках стоят вперемешку и это несмотря на то, что такое нарушение может привести к штрафу. Его размер для предпринимателей — от одной до трех тысяч рублей, а для юридических лиц — от 10 до 30 тысяч рублей.

Но для чего вообще были введены новые правила? Совсем не для того, чтобы наказывать магазины. А для того, чтобы у любого покупателя была ясная картина — что он кладет в продуктовую корзину.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *