Вкусы, деньги и культура

Здание кинотеатра, как и шрифт для его названия - уникальны. Такой вот “привет из 60-х” сегодняшнему дню. Фото Натальи Черновой.
Здание кинотеатра, как и шрифт для его названия — уникальны. Такой вот “привет из 60-х” сегодняшнему дню. Фото Натальи Черновой.

В самом начале июля “Полярный”… не отметил дату, а просто напомнил о ней: 13 лет, как он открыл свои двери для посетителей в качестве кинотеатра.
Открыл вновь, потому что построенный на площади Ленина в середине 60-х “Полярный” с десяток лет просуществовал как ночной клуб. А потом сюда вернулось кино. За что мы любим кинотеатр, за что критикуем, и чего он ждет от нас самих?

Стараемся меняться

Директор кинотеатра Светлана Жукова написала на страничке “Полярного” в соцсетях в день рождения такие слова:

“Спасибо сотрудникам кинотеатра. Спасибо вам, что вы со мной несмотря ни на что! И спасибо большое нашим зрителям, что остаются с нами. Мы вас очень любим и ценим! Стараемся меняться (медленно, но верно), чтобы вам было с нами комфортно…”.

И действительно, прошлым летом здание “Полярного” обновилось, симпатичнее стали и внутренние интерьеры фойе.

— Мы все-таки сделали капитальный ремонт фасада и крыши, какую-то часть внутри кинотеатра обновили. Кинооборудование за 13 лет обновлялось трижды: в 2009-м году переходили с пленки на цифру, в 2015-м перевезли новую установку из Кировска, а в 2017-м была крупная поломка установки и пришлось полностью заменить внутренние платы на более современные, — рассказывает Светлана. — Жаль только, что никто не замечает наших усилий, зритель смотрит фильм, и ему нет дела, как именно и на чем его транслируют. А ведь саму проекционную установку года через два придется заменить полностью, при этом стоимость новой установки — пять миллионов рублей! А еще экран надо бы поменять, кресла в зале обновить. После ремонта прошлым летом мы уже дважды подкрашивали фасад — пришлось закрасить в том числе и надпись “Вы лучше всех!”.

Как динозавр

Сколько человек смотрят фильмы? По статистике последних нескольких лет в 2015-м году кинотеатр посетили 58612 человек, в 2016-м — 63900, в 2017-м — 70763, в 2018-м — 69802. Это цифры, превышающие количество общего населения в Апатитах. Как говорят сотрудники кинотеатра, каждый четвертый-пятый житель города ходит в кино примерно два-три раза в год, остальные — по разу в год, в основном на новогодние праздники…

— Зритель у нас в Апатитах уже постоянный, многих мы уже знаем в лицо, представляем, кто что придет смотреть и даже не спрашивая продаем билеты с местами, которые эти люди всегда предпочитают в зале. И да, в “Полярный” по-прежнему приезжают жители Полярных Зорь, Кандалакши и даже Мончегорска, в котором есть собственный кинотеатр, — комментирует Светлана. — Если говорить о жанровых предпочтениях, то за 13 лет совершенно ничего не изменилось, в приоритете у зрителей — мультфильмы и фильмы ужасов. Ну и в последние пару лет к ним присоединяются фильмы, снятые по комиксам. Российское кино, а так же драмы апатитскому зрителю куда менее интересны.

Безусловно, мы не можем не сравнивать то, как показывают кино в крупных городах и вздыхать: “А там билеты дешевле… А там можно посмотреть и “оскаровские” премьеры, и фильмы лауреатов “Золотой пальмовой ветви” вместе со всем остальным миром… А еще там куча маленьких залов, чтобы удовлетворить любые вкусы…”. Все это так, но с “Полярным” ситуация какая-то совершенно уникальная. Прокат у нас — частный, здание кинотеатр арендует у города. Перестроить его под многозальник невозможно, на покупку нескольких цифровых проекторов денег просто нет…

— Знаете, многие нам пишут, что мы обнаглели, что это единственный кинотеатр на два города (а с учетом того, что репертуар у нас довольно широкий для однозального кинотеатра, то к нам ездят и из других городов), а мы только и знаем, что цены задирать! — говорит Светлана. — При этом люди не обращают внимания на то, что мы вынуждены следовать букве закона, что 50 процентов всей выручки уходит на оплату фильмов просто по стандартным условиям работы кинобизнеса. Бывает, что мы покупаем фильм по авансовым безвозвратным платежам, а он не выстреливает, люди не приходят. Кроме того, у нас, как и у всех предпринимателей, самые стандартные расходы: оплата аренды, коммунальные платежи, зарплаты и налоги, кассы с их постоянными обновлениями, авторские отчисления…

Конечно, однозальные кинотеатры советской эпохи — как динозавры. И вымираем мы так же — медленно, но верно. Конечно, будь мы торговым центром хотя бы с двумя залами, то и билеты были бы дешевле, и фильмов больше, и уровень услуг выше.

И о хорошем

Но в день рождения говорить хотелось и о хорошем тоже! Например…

— Помимо желания удержать и здание, и вообще кино в городе на “плаву”, я стараюсь показывать максимальное количество премьер. Нам есть чем гордиться — у нас до восьми премьер в месяц, тогда как у соседей, например, лишь две!
Кроме того, мы всегда открыты для благотворительных проектов. Сотрудничаем напрямую с социальными организациями, помогаем детям, инвалидам: пять-шесть раз в год из таких учреждений зрители приходят на бесплатные сеансы. Дважды в год показываем кинофильмы фестивального проекта из Тромсе (Норвегия), там стоимость билетов уходит в фонд помощи детям. На 9 Мая проводим бесплатные показы военных картин, правда, в этом году отменили: отзывы на фильмы были довольно противоречивыми.

И, конечно, второй раз “Полярный” будет участвовать во Всероссийской акции “Ночь в кино”, когда после голосования зрителей будут выбраны отечественные фильмы для бесплатных премьер по всей стране. Правда в прошлом году последствия этой ночи для работников кинотеатра оказались неприятными: такого количества мусора и пустых пивных банок отсюда не выволакивали никогда!

— “Ночь в кино” запланирована на 28 августа. И мы заранее немного напряглись — как пройдет в этот раз? Может быть, нам вообще не стоит участвовать? — говорит Светлана Жукова. — Я до сих пор не могу понять, что толкает нормальных с виду людей вести себя в кинотеатре по-свински?

Возьмем злополучный наш туалет. Как нас за него ругают, как требуют привести в порядок! Мол, это туалет городской и мы обязаны держать его открытым для всех. На самом деле, я вполне могу закрыть его и сделать платным. Но куда побежит человек в центре города?
Вы не поверите, но мы ремонтируем унитазы раз в неделю — меня уже все продавцы санфаянса в городе знают! Самое поразительное, что все бачки бывают свернуты именно в женском туалете… Спрашивают: почему у вас нет бумаги? Нам не жалко, но, мы повесили рулон — через полчаса кто-то уже бросил его в слив… Замучились мы? Не то слово. И все-таки надеюсь, что после нового года мы начнем полный ремонт туалетов.

Кинопрокат — не магазин, тут дело посложнее. Нужно зазвать, привлечь избалованного интернетом зрителя. Нужно изловчиться и привезти премьеру. Нужно соблюсти хрупкое равновесие: мало зрителей — не дадут прокатывать “топовую” новинку, нет новинок — нет зрителей. И это при условии огромного сетевого подполья, где можно найти практически все, посмотреть любое кино до его официальной премьеры.
И все же “Полярный” держится. Держится и его коллектив — 14 человек, которые все уже будто родные.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *