Время растерянности

История одной школы: девяностые

Девяностые годы были сложными, но и интересными. Появлялись компьютеры,  профильные классы, а вот школьную форму повсеместно отменили. Фото из архива школы №6.

Девяностые годы были сложными, но и интересными. Появлялись компьютеры,
профильные классы, а вот школьную форму повсеместно отменили. Фото из архива школы №6.

Продолжение.
Начало в №№20-25

В сентябре 1989 года шестой школе исполнилось 20 лет — срок небольшой, но значимый. Школа сформировала свое лицо, добилась определенных успехов. Эксперименты и новаторство стали особенностью “шестерки”.
В течение 11 лет школа была лидером в туристско-краеведческой работе, занимала первые места в спортивном ориентировании. Значительные успехи были в военно-патриотической работе. Учащиеся школы успешно выступали в предметных олимпиадах на городском и областном уровнях. Во многом успехи были достигнуты благодаря учительскому коллективу и руководству школы. За двадцать лет во главе шестой школы стояли три директора: Галина Григорьевна Долинная, Алевтина Федоровна Трищенко, Владимир Сергеевич Апанасевич. Им удалось заложить традиции школы, вывести ее в число лучших школ города, накопить уникальный опыт школьной жизни.

В 1990 году новым директором была назначена Татьяна Александровна Поспехова. Она будет руководить школой почти тридцать следующих лет, до 2017 года. Это будут самые сложные годы, когда изменится почти все — страна, власть, экономический уклад, школьные программы… Неизменным останется здание школы с лозунгом: “Учиться, учиться и учиться”. Канут в лету школьные организации октябрят, юных ленинцев — пионеров, ленинский комсомол и даже партийная организация учителей, но слова Ленина, оборванные на слове “коммунизму”, будут встречать вместе со школой новых учеников, для которых слова “Ленин” и “коммунизм” станут далекими и малопонятными.
В конце 80-х никто не предполагал, что скоро рухнет Советский Союз, а вместе с ним и советская система образования, что в 90-х годах школы, учителя, ученики и их родители будут выживать в разоренной стране. Но уже тогда возникли проблемы, которые казались немыслимыми ранее.
В декабре 1990 года в газете “Кировский рабочий” появилось письмо, написанное по поручению “организационной комиссии по проведению выпускного вечера учеников двух одиннадцатых классов школы №6 города Апатиты”. В этом письме, адресованном руководителям города, обращалось внимание на сложности в приобретении праздничных костюмов и платьев для будущих выпускников в условиях дефицита товаров в городе. В обычных магазинах их просто не было, а в частных, кооперативных цена была “не каждому по карману”.

Нелегкое время переживали и учителя. В том же 1990 году в городской газете появилась заметка, написанная по поручению апатитской инициативной группы учителем школы №6 Г. Отставнихиным, в которой, в частности, говорилось, что “учителя устали. Устали ждать того времени, когда их посчитают за людей. Устали интеллигентно помалкивать о своих проблемах”. Сообщалось, что по всей области создаются “инициативные группы учителей, которые твердо намерены защищать интересы школы, детей и учителей”. Такая группа была создана и в Апатитах. Но ситуация в образовании, в средней школе продолжала ухудшаться. Начался отток учителей. В 1991 году впервые из Мурманского пединститута в Апатиты не прибыло ни одного молодого специалиста.
Кроме проблем со школьной формой возникли сложности с питанием учеников. Наценка в школьных столовых составляла 80 процентов, а в 1992 году в школах ввели талоны на питание для всех учеников. На них в школьном буфете можно было купить завтрак либо что-нибудь другое. Школьники называли их ваучерами, но полноценно питаться на эти ваучеры было нельзя. В школах все популярнее становилась фраза: “Сегодня отоварил ваучер”.
Начались проблемы с получением учебников, их не хватало. В школах страны вводились новые предметы (“Человек и общество”, “Человекознание”, “Основы безопасности жизнедеятельности”), по которым учебников просто не было. Изменялись программы по литературе, истории, географии… Менялось практически все. Учителя были в растерянности.

В 1992 году выпускники девятых и одиннадцатых классов впервые в обязательном порядке сдавали только два экзамена: русский язык и литературу и математику (письменно), остальные — по выбору учащихся и решению педсовета школы. Изменилась форма устных экзаменов, их можно было сдавать по традиционным билетам, а можно было в форме собеседования и защиты реферата.
Между тем, шестая школа с сентября 1992 года получила статус школы с углубленным изучением английского языка. Изучение иностранного языка начиналось теперь с первого класса. Планировалось открыть факультативы по изучению и других иностранных языков, например, шведского. Получению статуса школы с углубленным изучением английского языка способствовало наличие четырех лингафонных кабинетов, созданных в 80-х годах — ничего подобного не было в других школах города. Тогда же, в 1992 году, был открыт спортивный класс для юных футболистов. В нем были одни мальчики шестого класса.
В начале 90-х годов в жизнь людей входили компьютеры. Кроме лингафонных кабинетов в шестой школе в 1992 году имелись два кабинета информатики, в которых занимались учащиеся 10-11-х классов. После окончания школы они получали, вместе с аттестатом зрелости, свидетельство лаборанта-программиста с правом поступления на работу.
Наконец, с распадом Советского Союза исчезали многие общественные и политические организации, которые существовали и в школе. Шестая школа не стала исключением. “Школа деполитизировалась, убрали всевозможные партии”, — заявила в одном из интервью 1992 года директор школы Т.А. Поспехова.

Подготовил Павел Котляренко.
Продолжение следует.

Апатитская школа №6 в этом году отмечает большой юбилей — 50 лет. Торжество в школе пройдет 5 октября.
Если вы выпускник шестой школы и хотите поделиться воспоминаниями, фотографиями или теплыми словами — пишите на электронную почту
school6-apatity@bk.ru или gazeta2x2@mail.ru

Это интересно(2)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *