
Пару недель назад горожане обращали внимание на людей, копающих ямы во дворах на улицах Бредова и Фестивальная. Некоторые видели их и в академгородке. Оказалось, что это совместная работа ученых Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН, Института географии РАН и Географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва). Подробнее о том, зачем нужны подобные исследования и чем уникальны Апатиты, мы поговорили с участниками проекта.
Понять перемены
— Нам интересно узнать, как и почему меняется климат, в том числе в городской среде, — рассказывает Мария Корнейкова, заведующая лабораторией экологии микроорганизмов Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН. — В чем тут вина человека, который потребляет ресурсы, не задумываясь о будущем? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы и нужны полевые исследования. Пока у нас так называемый рекогносцировочный этап — мы выбрали основные точки в городе, сделали несколько почвенных разрезов, отобрали пробы. И провели измерения эмиссии углекислого газа при помощи специального прибора — газоанализатора.
А началась совместная работа еще в 2016 году, когда в Апатитах прошла большая научная конференция “Климат и эколого-географические проблемы Российской Арктики” с широкой тематикой. Именно тогда состоялось знакомство Марии Корнейковой, Андрея Долгих и Павла Константинова из Москвы, началась совместная работа. Вначале — экспедиция на полуостров Рыбачий. Там изучали нетипичные почвы, которые образовались под действием отепляющего морского эффекта на многолетнюю мерзлоту. Почвенные образцы отбирали для различных анализов, от микробиологии до углеродного баланса.
— Важно понимать, как эта территория существует, — поясняет Андрей Долгих, кандидат географических наук, научный сотрудник отдела географии и эволюции почв Института географии РАН. — Сейчас происходит условное “позеленение” Арктики, расширяется площадь растительного покрова, например на Земле Франца-Иосифа, и нужно понимать это влияние. Если мы говорим об изменении климата, то в некоторых регионах происходит не деградация, а восстановление, когда кроме лишайников ничего не росло, а сейчас появляются мохообразные, затем арктические сосудистые растения, например, камнеломки… Это интересно наблюдать и изучать.
Вскоре в России уже в третий раз пройдет крупная международная научно-полевая школа, в которой будут участвовать около сорока студентов и аспирантов. Предполагаются мощные теоретический и прикладной блоки, посвященные современным методикам изучения антропогенно нарушенных территорий.
— Например, мы можем спросить у людей, насколько комфортно им живется в том или ином городе, — продолжает Андрей Долгих, — а у растений не спросишь. Но есть специальные датчики, которые разработаны одним итальянским профессором, нобелевским лауреатом. Их вешают на дерево, они фиксируют скорость движения соков, количество приходящегося на лист солнечного света и другие показатели, в реальном времени записывают данные о древесной физиологии и затем передают эти данные беспроводным способом. В Москве они уже работают, на Кольском полуострове появятся в следующем году.
Подобные источники информации помогают найти ответ на важные вопросы о городской среде. Например, в Москве доля открытых поверхностей сейчас довольно низка, основная часть корневой массы деревьев спрятана под асфальт, тротуары.
Заполярье — другой вопрос. Тут с одной стороны северотаежные леса, с другой — техногенные пустоши. Участники международной научной школы посетят объекты в районе Мончегорска, где наши коллеги из Кольского научного центра уже много лет проводят рекультивацию нарушенных почв, используя отходы горной промышленности. Не останутся в стороне и городские почвы Апатитов. Почвенные разрезы сделаны на придомовых территориях, заброшенном пахотном поле и на экспериментальном участке ПАБСИ.
Раскопал? Посади обратно!
В отличие от Мончегорска и Никеля, где экосистемы испытывают многолетнее техногенное воздействие, нагрузка на Апатиты не так очевидна. Поэтому важно оценить влияние человека на поток одного из парниковых газов — углекислого газа. Этим и занимается Андрей Долгих с коллегами.
— В том числе мы определим содержание тяжелых металлов и других загрязняющих веществ, — говорит Андрей Долгих. — Кроме того, из-за “острова тепла” и теплосетей, которые подогревают почву изнутри, у растений увеличивается вегетационный период. Также многолетняя деятельность Ботанического сада по озеленению позволила сформировать в Апатитах богатую растительность не свойственную заполярным территориям. И нужно помнить, что чем больше у нас зелени, тем лучше окружающая человека среда. Нет зелени — нет обновления воздуха, а его качество очень важно!
Ученые говорят, что кроме научных докладов, публикаций статей и книг они видят свою задачу в том, чтобы рассказывать людям важные вещи простыми словами:
— В экологии есть закон — все связано со всем. Не нужно устраивать стихийные свалки, даже локальные. Не забывать закладывать в сметы восстановление зеленых насаждений и напочвенного покрова после ремонтных и благоустроительных работ. Мы заметили, что у вас многие паркуют машины на газонах и уничтожают растительный покров, разрушают почвенный слой. Наверное, необходимо более серьезно относиться к проектированию городской среды — планировать парковочные места, асфальтировать или присыпать хотя бы щебнем, иначе мы незаметно будем продолжать вредить себе и своим детям. Надо помнить — ездить и парковаться на газонах и клумбах категорически нельзя!
В следующем номере мы расскажем о том, что такое “остров тепла” и какие риски здоровью в связи с этим фактором испытывают северяне, а какие — жители южных городов?
Забавно. По этой теме уже работали студенты КФ ПетрГУ, защитили несколько дипломных. Потом защитил докторскую диссертацию прежний зав агрохимлабораторией из Мурманска Вихман, где посвятил городским почвам отдельную главу. И вот появились москвичи и местные знатоки ЕГЭ.