Помните ту самую, тоненькую книжку с надписью “Сказки Шарля Перро” на обложке? История становилась куда более загадочной, страшной и захватывающей благодаря потрясающим картинкам. В них можно было всматриваться, а они в ответ оживали, дополняя сказку новыми деталями. Такова магия хорошей книжной иллюстрации. О ней и пойдет речь.
На этой экспозиции Детской галереи в гладинской библиотеке — все наоборот. Во-первых, у нее вместо торжественного открытия — торжественное закрытие 24 февраля. Во-вторых, ее участники — апатитские школьники и московские студенты. А называется она просто, “Ребенок и книга”. Как же вышло, что свои работы передали в Апатиты студенты Московской государственной художественно-промышленной Академии имени Строганова? За это стоит благодарить апатитского художника и коллекционера Александра Зайцева.
— Когда-то с детской книгой работали очень профессиональные люди, — рассказывает Александр Петрович. — Художники-иллюстраторы детской книги практически все имели по два высших образования: художественное и затем — специальное иллюстраторское. И надо заметить, что в СССР детские иллюстраторы были абсолютно замечательные, наша книга того времени была лучшей в мире. В Мурманском книжном издательстве также — у нас работали замечательные художники Ковалевы, а Николай Ковалев входит в когорту лучших иллюстраторов России.
Та книга издавалась очень массовыми тиражами, стоила копейки. И не было в то время семьи, дети в которой не пользовались бы книгой — тогдашние цены на книги делали читающими всех. Потом в стране появились частные издательства, где пошла экономия на иллюстрации. Но ведь картинки очень важны для детского восприятия — они дают ребенку высокое художественное воспитание, позволяют развить одновременно две области восприятии: ты читаешь и разглядываешь сразу. Раньше иллюстратор был соавтором писателя, в детской книге проиллюстрирован каждый разворот — получается та же история, но по-другому рассказанная. И жаль, что эта книга теряется, уходит…
Как художник я много лет интересовался детской книгой. И выделил тех художников, которые проиллюстрировали достаточно много, имеют свое лицо — таких, начиная с Билибина, в стране было около 130 человек. Книги с иллюстрациями именно этих художников я и пытаюсь собрать. Начал искать оригиналы, ведь печать всегда немного искажает рисунок, его цвет. Иллюстрации выполнялись в разных техниках, художник делал варианты, зарисовки и наброски, так получается значительно больше картинок, чем страниц в книжке.
Я начал ездить в Москву, Санкт-Петербург, знакомиться с иллюстраторами, привозить в Апатиты и Кировск выставки книг и оригиналов иллюстраций. И однажды обратился к Александру Арнольдовичу Кошкину, — очень самобытный художник-иллюстратор, сейчас преподает в Строгановке на факультете графики. Он был заинтересован в сотрудничестве, только спросил: что у нас в Апатитах интересного, какую тему можно было бы дать студентам? Так у нас же есть “Рубцовские чтения”!
Так и получилось — студентам дали задание, они набрали материал и подготовили небольшую выставку иллюстраций к произведениям поэта. Тут есть работы первокурсников, а есть и часть большой дипломной работы выпускника. Еще — две застекленных витрины, где представлены книги и оригиналы иллюстраций молодых московских художников Екатерины Михалиной (она лауреат нескольких конкурсов, преподает в Строгановке), Юрия Скоморохова и Светланы Махровой, а также книги с иллюстрациями самого Александра Кошкина и Анастасии Архиповой, которая много лет возглавляет секцию книжной графики Московского союза художников.
Студентов Строгановки поддерживают ученики апатитской Детской школы искусств, воспитанники педагога Евгении Смирновой.
— Семиклассники получили задание проиллюстрировать любимую книгу, не обязательно Рубцова, — рассказывает Евгения. — Тема была — знакомство с книгой, нужно было нарисовать обложку и иллюстрации. Так и получилось 22 авторские работы, разные по темам, по объему, технике и даже в выборе самого материала ребята проявили оригинальность. Например, сами сделали бумагу или использовали аппликации. Задача была такой — не просто даже проиллюстрировать текст, но и поработать со шрифтами, гармонично соединить изображение и слова.
Что мы можем тут увидеть? От “Капитанской дочки” до “Пикника на обочине”, “Алые паруса” Грина и произведения Лескова, стихи Блока и Бальмонта, Пушкина и Цветаевой. И даже “Чучело” Железникова и произведение под названием “Орудие смерти, город костей”…
— И если вы спросите, читающие ли дети все это изобразили, я отвечу — да, — улыбается педагог. — Ну разве возможно иллюстрировать книжку, не прочтя ни строчки?