Внеочередная сессия городского Совета стала, по-своему, парадоксальной. Во-первых, на обсуждение одного вопроса депутаты потратили в общей сложности около трех часов.
Во-вторых, голосование прошло не в едином порыве.
Больной вопрос
Вообще в повестке дня вопросов было два. Первый — о выставлении на продажу помещения бывшей аптеки на Дзержинского, 48. Его рассмотрели и согласовали за несколько минут.
Второй вопрос — о согласовании проекта постановления губернатора Мурманской области “Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Мурманской области на 2019 год”.
Нашим депутатам предлагали согласовать индекс в 11,5 процента. Это официально, а если проще, то на сессии предстояло утвердить повышение совокупной платы за коммунальные услуги, которые включают в себя водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
То, что обсуждение будет непростым, можно было догадаться по тому, в каком состоянии выходил то один, то другой депутат из кабинета, где проходило заседание комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, торговли и транспортного обслуживания населения. Уже тогда многие были, что называется, на взводе — ведь им предстояло принять очень непростое решение. С одной стороны, поднимать тариф надо, цена вопроса — бесперебойная работа компаний, обеспечивающих город ресурсами. С другой — вопрос политический, впереди год выборов, накануне которых за такую “радость” для избирателей можно поплатиться депутатским местом. Заседание комиссии продлилось около полутора часов и, судя по всему, было очень эмоциональным. Сразу после нее началась сама сессия.
Убеждали, как могли
Первым выступил председатель областного комитета по тарифному регулированию Владимир Губинский. Он объяснил, что такое повышение — это полумера, и не покроет реальных затрат ресурсных организаций.
— Все хотят приходить в теплый дом, где светло и есть вода, а как ресурсники обеспечивают это, по сути, никому не важно. Ведь человек готов заплатить за ресурс, лишь бы ему было комфортно и спокойно, — уверял Владимир Александрович. — Сейчас я сталкиваюсь с тем, что к экономическим параметрам у городских властей вопросов нет. Чаще возникают политические моменты. В муниципалитетах соглашаются, что повышать, наверное, надо, но лучше бы подождать. На это я могу сказать только одно: если мы сейчас ждем, то перекладываем проблему на следующие периоды регулирования.
Владимир Губинский напомнил, что популярные решения так и останутся популярными, но за качество и надежность поставки ресурсов, отвечает в том числе и муниципальная власть. Нынешнее предложение комитета, по словам его председателя, экономически обосновано.
Затем выступили представители ресурсных предприятий: Евгений Смирнов, директор по экономике и финансам Кольского филиала ТГК-1, Павел Евшин, генеральный директор АО “Апатитыводоканал” и Руслан Дерябин, генеральный директор АО “Апатитыэнерго”.
Не буду останавливаться на выступлениях первых двух ораторов. Они были бодрыми и оптимистичными, хотя и первый, и второй отметили, что у предприятий есть убытки, которые образовались, в том числе, из-за роста цен и недоимки по оплате их услуг. Иными словами они доказывали ту самую экономическую обоснованность повышения тарифов на их ресурсы.
Руслан Дерябин выступил вроде бы и за повышение, но усомнился, что его предприятию от него что-то достанется. Еще раз уточню, перед депутатами стоял вопрос повышения совокупной платы за коммунальные услуги, позже в комитете ее распределят на тарифы по каждому ресурсу.
А тем временем на “Апатитыэнерго”, по словам его директора, очень много проблем. Это и износ тепловых сетей, который составляет порядка 60 процентов, а фактический срок использования трубопроводов в кратном размере превышает допустимые сроки. Как рассказал Руслан Михайлович, во время летних испытаний выявляется около 70-80 повреждений. Деньги нужны на ремонт и содержание не только трубопровода и теплосетей, но и на обеспечение жизнедеятельности самого предприятия, а также на достойную зарплату работникам.
— Хотелось бы отметить, что тот объем инвестиций, который нам предлагали и утверждали в тарифе ранее, является недостаточным не только для поддержания сетей в рабочем состоянии, но и для замены теплосетей в перспективе, — говорил Руслан Дерябин. — Для решения всех проблем необходимо, чтобы комитет применял сбалансированный подход к тарифообразованию, ко всем участникам в рамках конечного тарифа. В данном случае я говорю об Апатитской ТЭЦ и “Апатитыэнерго”.
Мы в одном городе живем?
Вопросов у депутатов к выступающим было очень много, один из главных задала Наталья Бровко. И касался он чистой математики: почему с момента последнего повышения, которое произошло три года назад, нельзя было повышать его каждые полгода на пару процентов?
— Тогда мы получили бы рост в 12 процентов, но постепенный. А не тот стресс и шок, который вы сейчас предлагаете. Я на сегодняшний момент голосовать за 11 и пять не могу! Надо было как-то планировать работу. У людей зарплаты не так растут, — сказала Наталья Николаевна.
Но внятного ответа на него депутаты не получили, больше было ссылок на рост цен на уголь, который прогнозировать невозможно, а также на его качество.
Светлана Марченко назвала все происходящее печальным. Депутат пыталась выяснить, какие меры, кроме крайней — увеличить финансовую нагрузку на жителей, — предприняли организации. Елена Ахтулова интересовалась, как область помогает ресурсникам. В целом, большинство депутатов упирали на то, что жители попросту перестанут платить коммуналку, просто потому, что не с чего будет.
Больше всех вопросов задала депутат Ирина Пятакова. Первый из них касался каждого докладчика: на сколько процентов на их предприятии проиндексировали зарплату? Как оказалось, примерно на четыре процента. Логика Ирине Викторовне показалась странной. Ведь работники предприятий — они же и потребители ресурсов, но отбирать у них собираются гораздо больше, чем дают.
Наталья Островская, заместитель главы администрации, обратила внимание депутатов на то, что существует стандарт максимально допустимых расходов граждан на оплату ЖКХ. Для всех он составляет 22 процента. Кроме того, в нашей области есть отдельные категории граждан, для которых с 1 января 2010 года этот стандарт снижен до 10 процентов. По словам Натальи Владимировны, субсидию на оплату ЖКХ в нашем городе с 1 января по 1 декабря получили 3355 семьей.
— А сколько у нас вообще таких семей? Сколько из них не получают эту поддержку в силу разных причин? — возмущенно спросил Сергей Губкин.
Ответить ему вряд ли кто смог бы, но именно в этот момент зал загудел по-настоящему. Но вектор следующим обсуждениям вновь задала Ирина Пятакова:
— Давайте начнем с того, какая вообще в городе средняя зарплата?
— 45 тысяч рублей! — мгновенно ответил глава города Алексей Гиляров.
— Алексей Геннадьевич, вы где живете? — не удержалась Ирина Викторовна.
Но главу поддержала и Наталья Островская, добавив, что это данные статистики. Сказать, что почти все депутаты возмутились, это ничего не сказать. Все споры и аргументы пересказывать смысла нет, но упирали больше всего на реальную жизнь реальных людей.
— Статистика вещь такая странная, и я вас уверяю — основная масса жителей получает по минимуму! — резюмировала общее мнение Ирина Пятакова, а потом взяла слово и пошла к трибуне.
— Апатиты отличаются от многих городов. Нельзя забывать, что доходы у наших жителей ниже, чем во многих соседних городах. Сейчас мы говорим о повышении индекса, а вот тарифы поднимаются каждый год. Так что нам мешает поднять индекс в следующем году на предельные, которые установлены федеральным уровнем четыре процента? Потом на следующий — еще раз на четыре процента. Я понимаю, что каждый тут доказывал свою позицию, и я тоже отстаиваю интересы своих избирателей. Потому что я общаюсь с людьми и понимаю, кому тяжело. Предлагаемое повышение в деньгах получается не триста рублей, там получается порядка тысячи!
Это, пожалуй, самое важное из выступления Ирины Викторовны.
Новая цифра
Наконец свое мнение высказал Алексей Гиляров.
— Наверное, это один из немногих вопросов, который мы изучили досконально. И это правильно! Потому что следующий год выборный, все боятся: вот как я пойду на выборы и буду смотреть в глаза избирателей за то, что поднял тариф. Это нормальное явление, но этого не надо бояться, потому что вы отвечаете за население своего округа. Но если мы посмотрим Устав города, там написано, что органы местного самоуправления отвечают за воду, тепло и так далее. Поэтому стоять в стороне не получится. Поэтому я предлагаю принять проект решения за основу, а потом обсудить его.
Депутаты проголосовали за это предложение, и на трибуну вновь вышел глава города:
— Мы долго кулуарно обсуждали этот вопрос и пришли к решению, чтобы максимальный коэффициент сделать восемь и пять. Прошу меня поддержать!
На робкие попытки обсудить другие цифры глава отрезал, мол, другие предложения должны быть обоснованы. Правда, чем обоснованы его восемь с половиной процентов — не объяснил, видимо это обсуждали то ли в кулуарах, то ли на комиссии.
Елена Ахтулова предложила отложить решение для того чтобы еще раз подумать. Но глава города все-таки объявил голосование.
“За” проголосовали все, кроме Ирины Пятаковой, Алексея Чуфырева, Ирины Николаевой и Елены Ахтуловой. Первые двое были “против”, вторые — воздержались. После подсчета голосов глава города поблагодарил всех и закончил сессию. Напомню, что повышение произойдет с 1 июля 2019 года.