Чудо полуострова Ямал

Столица Ямало-Ненецкого автономного округа город Салехард похож на игрушку. Фото Анны Киреевой.
Столица Ямало-Ненецкого автономного округа город Салехард похож на игрушку. Фото Анны Киреевой.

Конгресс прошел в Салехарде на прошлой неделе. Темнота полярной ночи в Сабетте (местное название вахтового поселка) не мешает рассматривать из окна автобуса хорошо освещенные сооружения завода, множественные КПП, емкости с газом, электростанцию. Проект, в который мало кто верил, был реализован на год раньше графика. Сложно себе представить, что несколько лет назад на этом месте была обычная тундра.
Мы едем по газу и мерзлоте

Поскольку местность очень болотистая, было крайне непросто найти площадку для строительства завода. Около 30 тонн песка, намытого из местных рек и озер, помогли создать искусственную насыпь огромной площади.

— Площадка завода, дорога и другое — все это искусственно насыпанные сооружения. Под нами расположены продуктивные залежи природного газа на глубине от одного до 3,5 километра. Всего на месторождении будет пробурено 208 скважин, которые группируются на 19 кустовых площадках. Мы едем сейчас прямо над газом — это одно из преимуществ проекта, существенно сокращающее его себестоимость, — рассказывает первый заместитель директора проекта “Ямал-СПГ” Дмитрий Монаков.

Он единственный, кто обмолвился о том, что, несмотря на впечатляющие современные конструкции и высокие стандарты безопасности, у проекта есть один серьезный изъян, которого было не избежать — все сооружения завода построены на вечной мерзлоте. Ученые же утверждают, что последствия изменения климата и повышения температуры мерзлоты могут быть катастрофическими для полуострова Ямал.
По словам Монакова, это месторождение расположено на территории вечных мерзлых грунтов, и мерзлота уходит вглубь на 400 метров. Это очень плохой грунт для строительства — если он растает, то это приведет к серьезным авариям на сооружениях.

— Одна из сложностей проекта — сохранить вечную мерзлоту, поэтому все наши объекты, в том числе завод СПГ, стоят на сваях, чтобы тепло от зданий и сооружений не влияло на мерзлоту, не нарушалась их устойчивость. Всего объекты завода занимают площадь примерно два с половиной на два километра, — отметил Дмитрий Монаков.

Сейчас в вахтовых поселках неподалеку от комплекса завода СПГ живет около 15 тысяч человек. Вахта длится от месяца до трех. В пик строительства там проживало до 34 тысяч человек единовременно.
Но “Ямал-СПГ” — это не только завод, построенный на берегу Карского моря. Это и международный аэропорт и морской порт для доставки строительных грузов и вывоза сжиженного природного газа.

Завод строился по модульному принципу — каждый из 142 модулей сделали отдельно, оснастили всем необходимым оборудованием и доставили на Ямал кораблями. Причем, если суда шли через Суэцкий канал, то путь занимал около трех месяцев, а если по Северному морскому пути, то около месяца. В морском порту Сабетта модули выгружали и доставляли на стройплощадку. Сейчас для Сабетты построено восемь танкеров из запланированных пятнадцати, эти специализированные морские суда для перевозки сжиженного газа.

— Остальные танкеры еще строят. Их уникальность в ледокольном классе. Каждый танкер — это ледокол, — говорит Дмитрий Монаков.

Емкости для хранения газа на заводе “Ямал-СПГ” похожи на банки со сгущенным молоком. Так и было задумано. Фото Анны Киреевой.
Емкости для хранения газа на заводе “Ямал-СПГ” похожи на банки со сгущенным молоком. Так и было задумано. Фото Анны Киреевой.

Наша миссия — производить углеводороды

Если говорить цифрами сухой статистики, то в российской Арктике живет менее двух процентов россиян, но создается свыше 11 процентов ВВП, обеспечивается более четверти экспорта. Здесь добывают и производят 95 процентов российского никеля и кобальта, более 80 процентов газа, 25 процентов нефти и 60 процентов меди. Ямал — это пятая часть всей Арктической зоны РФ.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов едва ли представляет себе безуглеродное будущее Ямала.

— Миссия нашего региона — эффективная добыча углеводородов с учетом экологических требований и прав народов, которые здесь жили веками. Зная наши запасы (от 15 до 30 триллионов кубометров газа) — трудно представить, что это за объемы. Но они гарантируют, что при сохранении текущего роста потребления в мире, работы здесь будут длиться десятилетиями, — подчеркнул губернатор.

“Ямал-СПГ” выходит на полную мощность

На прошлой неделе премьер-министр России Дмитрий Медведев присутствовал на запуске третьей, последней, очереди проекта, который выходит на свою плановую мощность.
Каждая из технологических линий завода по сжижению газа имеет мощность в 5,5 млн тонн СПГ в год. Суммарно мощность завода составляет 16,5 млн тонн.
Заводы СПГ являются большими потребителями электроэнергии, поэтому среди сооружений есть и собственная электростанция мощностью 376 МВт. Сжиженный природный газ хранится в четырех резервуарах емкостью по 160 тысяч кубометров каждый.
Конечно, это не единственный проект на Ямале. Совсем недавно другое месторождение — Бованенковское — было запущено на полную мощность в 115 млрд кубометров газа в год. Ожидается освоение Харасавэйского и других месторождений.

— Развитие региона должно быть устойчивым. Для нас принципиально важна защита окружающей среды и прав коренных народов, — отметил губернатор округа, в котором каждый десятый житель региона — представитель коренных народов.

Тяжелое экологическое наследие

— Меня в Сабетте поразило то, что впервые на Крайнем Севере я не увидел разбросанное ржавое железо, — поделился своими впечатлениями известный российский журналист Сергей Брилёв.

Тяжелое экологическое наследие досталось от первой волны освоения региона, которая пришлась на вторую половину прошлого века. Именно тогда в регионе появлялись новые промыслы, и быстро возводились новые города. Страна требовала скорейшего достижения рекордных результатов, и они достигались, в том числе, за счет несоблюдения экологических принципов.
В 2012 году начались экологические проекты по очистке территории Ямала. Начали с острова Белый.

— Когда мы прибыли туда впервые, то были в шоке от увиденного и совсем не понимали, как с этим справиться. Летом мы работали вручную, чтобы не нарушить пока неповрежденные тундровые покровы, которые очень ранимы. Зимой использовали тяжелую технику, она работала по снегу, — рассказал депутат Госдумы Владимир Пушкарев.

По его словам, в брошенных домиках военной части отлично проживали медведи. Около ржавых бочек с остатками горючего паслись олени. Волонтеры, конкурс среди которых, к слову, был 15 человек на место, сначала разбирали все конструкции, разрезали на части тяжелую технику, складировали металлолом. Потом это все постепенно вывозили.
Очистка острова Белый после деятельности военных и геологов уже завершена. Сейчас это зеленая красивая зона. Следующий на очереди — остров Вилькитского.
По словам губернатора округа, сейчас есть договоренности с ПАО “Газпром” о том, что развитие Харасовэйского месторождения должно идти параллельно с очисткой территории, чтобы через пару лет там не осталось накопленного ущерба.

Он отметил, что сейчас развитие проекта идет в соответствии с жесткими экологическими требованиями. И во многом это происходит не только из-за законодательных норм, а из-за иностранных акционеров проекта. Французская “Тоталь” или Китайская национальная нефтегазовая корпорация и Фонд Шелкового пути хотят, чтобы их проекты были не только эффективными, но и “репутационно экологическими”.

Анна Киреева.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *