Зацепили эпоху

Варвара Рябова из апатитской Детской школы искусств не только учится живописи - она еще и отлично фотографирует. Вот такой портрет скульптора у нее получился прямо на мастер-классе.
Варвара Рябова из апатитской Детской школы искусств не только учится живописи — она еще и отлично фотографирует. Вот такой портрет скульптора у нее получился прямо на мастер-классе.

Это был такой мгновенный тур: в среду — в Москву, в пятницу — домой. Но главное — наконец-то путешествия удостоились дети, что занимаются живописью. Ведь спортсмены выезжают на соревнования, музыканты и танцоры — на гастроли. И только ученики художественных отделений в отношении поездок самые обделенные. У них и конкурсы-то чаще всего виртуальные — на них отправляется либо сама работа, либо ее фото- или видеокопия. А автор дома сидит, ждет диплом. Но не в этот раз…

Узнать по руке

А началась эта история еще прошлой осенью, когда Светлана Кательникова, заместитель главы администрации Апатитов и телеведущий Андрей Малахов общими усилиями организовали городу подарок — скульптурное изображение Пушкина, созданное в мастерской Зураба Церетели. Зураб Константинович тогда узнал про Апатиты и пригласил в свою галерею детей, что учатся рисовать.

Безусловно, хотелось, чтобы в путешествие отправились все, но это невозможно. Отобрали двадцать учеников художественной школы и художественных отделений школ искусств из Апатитов и Кировска — тех, кто проявляет стремление учиться в дальнейшем по профилю. В сопровождении педагогов Елены Бушмановой, Ольги Коваленко и Марии Суетиной 17 октября они вылетели в Москву. Оплату расходов взяла на себя компания КФ АО “Апатит”.

А в понедельник я зашла в Детскую школу искусств, порасспросить о впечатлениях педагога и учеников. В Москве на мастер-классе были девушки из класса Елены Бушмановой Ульяна и Полина Мыльниковы, Рита Осокина, Алена Солдатенко, а также Варя Рябова (ее педагог Евгения Смирнова).
Первым делом спрашиваю — что такое “профильник”? Именно их в первую очередь и отбирали для поездки.

— Это дети, которых мы уже понемногу готовим к поступлению по профилю, — рассказывает Елена Бушманова. — Дело в том, что обучение на художественном отделении оканчивается раньше, чем учеба в школе, остается два-три года, и они не должны за это время растерять навыки. Мы даем им усиленные задания по рисунку, живописи и композиции, ребята затем посещают курсы раннего профессионального обучения, чтобы рука не забыла, как кисть держать, чтобы простоя не было. К 15-16 годам уже сложен стиль, и я по рисунку могу точно сказать, чья работа.

А поступать многие хотят на архитектурные отделения, а также учиться дизайну — чего угодно, от моды до автомобилестроения. Может быть, кто-то выучится на педагога-художника и придет на мое место…

Масла всем хватило!

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств — он же Галерея искусств Зураба Церетели — находится на улице Пречистенке, в знаменитом историческом Дворце Долгоруковых.

— В мастерской мы пробыли часа четыре, — рассказывает Елена Бушманова. — Нас встретила куратор, провела по всем залам музея, в том числе по скульптурным, увидели, например, знаменитый зал со скульптурами царской семьи. У Зураба Церетели тут своя пресс-служба, свои фотографы, свои сувенирные лавки, свой ресторан даже рядом. Тут одновременно проходят и экскурсии, и мастер-классы, делегации, посетители…

Когда мы пришли, Зураб Константинович просто стоял и красил. Ему уже 85 лет, он маленький, а палитра огромная, как и полотно, масло кусками… Но у него своя свита, есть помощники, которые опускают и поднимают мольберт по его знаку.

Когда дети прошлись по залам, напитались, все осмотрели, им раздали краски и сказали: рисуйте, что хотите! Я подумала — ой, они же не нарисуют, пока не дашь направление. Однако все получилось.

Елена Бушманова подмечает важную деталь — масло! Масла им выдали весьма щедро, что и детей, и преподавателей удивило: это художническое орудие труда нынче так дорого, что все его стараются экономить, тем более ученики. А тут…

— Мы столько масла выложили, что работы не свернуть. Поэтому еще раз поедем в Москву, забирать их. Тем более, у нас там есть еще одно дело — из Чехии с конкурса придет диплом для Полины Мыльниковой.

Объектов надо больше

Спрашиваю у девочек, что же делал мастер, пока все рисовали? Отвечают: проходил, иногда останавливался, кого-то даже похвалил. Говорят, делает он это уже не так часто — возраст все-таки солидный… Слышу реплику “А на нас даже не посмотрел!”, на что Елена Михайловна тут же реагирует:

— Зато вы на него посмотрели! Вы зацепили эпоху. Конечно, за час-другой мастер-класса опыт весь не передать. Но вы что-то впитали, прикоснулись!

О Церетели-живописце ученики и учитель рассказывают наперебой: о манере письма, яркой, по-настоящему южной, насыщенной и монументальной. Пейзажей почти нет, а вот изображений людей, особенно женщин — множество. Есть целый зал, посвященный Чарли Чаплину. И очень-очень много подсолнухов, в том числе декоративных, из меди и цветной эмали.

— А вы, девочки, слышали что-нибудь о Зурабе Церетели раньше?

— Да, он Пушкина нам сделал! — говорит Ульяна Мыльникова. — Мы и в Москве такого же видели, в одном из залов музея. Но мы и раньше о нем знали. А тем, кто не знал, Ольга Викторовна перед выходом на мастер-класс прямо на завтраке все прочитала — другие постояльцы гостиницы даже удивлялись.

Интересуюсь, какие у девчонок кумиры в живописи. И с удивлением слышу: “Перов! Обожаем его. Это же просто до мурашек: “Тройка”, “Последний кабак у заставы…”, а еще — Айвазовский, Попков, Серебрякова, Серов… Ван Гог. Да Винчи. Микеланджало Буонаротти и его “Пьета”. И Бэнкси, конечно!
А нашего Пушкина, того, с которого все началось, девчонки жалеют. Мол, бедный, ломают его некультурные граждане. При этом согласны с мнением, что арт-объектов в городе должно быть больше.

— Мы уедем учиться, и Апатиты расцветут, — смеется кто-то.

— А потом вернетесь и поможете им расцветать! — ставит точку Елена Бушманова.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *