27 сентября депутат Государственной думы Виталий Милонов предложил ввести раздельное обучение для старшеклассников в российских школах. Он считает, что совместная учеба мешает подросткам сформировать у себя необходимые морально-нравственные качества, а также отрицательно сказывается на их успеваемости. Дети, мол, отвлекаются друг на друга. На эту же тему порассуждали студенты и школьники.
Во Дворце культуры состоялась правовая игра “Дебаты”, в которой участвовали студенты апатитского филиала МАГУ. Слушателями стали старшеклассники школы №6, им же отвели и роль электората, а после выступлений команд они сделали выбор — голосовали за ту команду, которая сумела убедить их в своей правоте.
Команда “Эдем” выступала против раздельного обучения, а “Команда А” его поддерживала — при этом свои аргументы для спора ребята подготовили заранее. В первом этапе игры свою точку зрения высказывали только капитаны, на это им было отведено три минуты. А затем команды отправились готовиться к основному этапу игры — вопросам и ответам. В это время модераторы Илья Балымов и Анастасия Данилина разговаривали с залом. И тут выяснилось, что среди зрителей нет ни одного сторонника раздельного обучения!
— Главный аргумент за раздельное обучение состоит в том, что девочку нужно воспитывать как девочку, мальчика — как мальчика, — говорит Маргарита, ученица 10-го класса. — При этом, что такое “как девочку” и “как мальчика”, все понимают по-разному. Что, нужно менять условия математических задач? К примеру, пусть девочки считают цветочки, а мальчики — машинки? Или нужно из мальчиков воспитывать воинов, а из девочек — жен? Учитывают ли те, кто это предлагает, что мальчики бывают разные? Кого-то привлекают военная служба, четкость приказов и организованность собственной жизни. Но для этого есть кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища. Кстати, женщины в армии служат очень успешно, между прочим.
— Мы приходим в школу не только за знаниями, — поддерживает Маргариту ученик 11-го класса Антон. — Мы учимся жить в большом коллективе, общаться. А как учиться в институте после раздельного обучения? Или работать? Ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.
Пока школьники высказывали свои мнения, команды подготовили вопросы для соперников. Первый задал капитан “Команды А” Глеб Щеглов:
— При совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться… Ценности мужского характера исчезают, и мальчики развиваются по женскому типу. А в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность. Как бороться с такой тенденцией?
— Черты характера должны формироваться дома. Это воспитание, а главная цель школы — давать знания, — ответил капитан команды-соперника Кирилл Сотов.
— Нам кажется, что при раздельном обучении есть возможность дискриминации по выбору профессии. Что делать с подобными ограничениями? — спросил Антон Назначилов.
— А кто сказал, что школьная программа будет разной? — возразил Тимофей Дашевский. — Нужны разные подходы в объяснении тем. Девочкам подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам же свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им надо попробовать справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.
В заключительном раунде каждому участнику дебатов предложили придумать ударную фразу, которая метко подытоживала его точку зрения.
А далее самая интересная часть — голосование.
— Я проголосовал за команду, которая отстаивала раздельное обучение, — говорит одиннадцатиклассник Евгений. — Почему? Ведь это, в первую очередь, игра. Ребята изначально оказались в неудобном положении. Было понятно, что большинство зрителей — против раздельного обучения, и найти плюсы команде было очень тяжело. Но они хорошо отстояли свою позицию, привели аргументы, о которых я раньше не задумывался. К примеру, про особенности мышления или про знаменитых людей, которые закончили элитные лицеи, где обучение было раздельным. Но вообще я против такого.
— А есть какие-то уроки, где все-таки учеников нужно разделить?
— Да. Урок труда, как сейчас. Ну и физкультура.
Пока мы разговаривали с Женей, организаторы подвели итог: с перевесом в один голос победила команда “Эдем”, которая выступала против раздельного обучения.
После игры я стала искать какое-то научное подтверждение пользы или вреда в разделении школьников и наткнулась на исследование британского профессора Алана Смитерса. Он утверждает, что все разговоры о преимуществах однополого обучения не имеют никаких оснований. Проанализировав статистические данные из разных стран мира, собиравшиеся на протяжении 50-ти лет, он пришел к выводу: качество образования не зависит от того, какую школу окончил ребенок — смешанную или раздельную. А что думаете вы?
ОПЯТЬ ПОДНИМАЮТ ЭТОТ ВОПРОС, В КОТОРЫЙ УЖЕ РАЗ. ВСЁ НЕЙМЁТСЯ КОМУ-ТО… СТОЛЬКО ЛЕТ (ДЕСЯТИЛЕТИЙ) УЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ И — ВОТ ПОЖАЛУЙСТА, ОПЯТЬ У КОГО-ТО «ПРОРВАЛО». БОЛЬШЕ НЕТ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ В СТРАНЕ? БОЛЬШЕ НЕЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ?