Вы знаете про “Детскую галерею”? Конечно, знаете. Много лет она занимает стены первого этажа библиотеки-музея на Ленина, 24а. Посетители в любое время года видят тут небывалые картины, поистине фантастические! Так, позволяя фантазии взлетать, а руке — действовать, работают с детьми Ксения Колобова и Елена Бушманова. А 29 сентября узнать о творческих находках апатитских педагогов съедутся их коллеги.
Что это такое?
Вообще-то “Детская галерея” носит гордую приставку — социокультурный проект.
— Эта история началась в 1998 году, — рассказывает Ксения Колобова, искусствовед, преподаватель ДШИ. — А в 2007 году появилась новая концепция — галерея стала выставочно-образовательным проектом.
Главной выставочной площадкой для нас остался первый этаж музея-библиотеки, и сегодня “Детская галерея” — не организация, не учреждение, и, по большому счету, даже не конкретная выставочная площадка, это масштабный проект, уже несколько лет действующий только благодаря энтузиазму его руководителей и поддержке заинтересованных людей, преподавателей художественных дисциплин (прежде всего, педагогов художественного отделения апатитской школы искусств), увлеченных родителей, неравнодушных зрителей.
Образовательная работа галереи идет в рамках четырех выставочных проектов: “История искусства в картинках”, “Диалог культур”, “Персона”, “Ребенок и Книга”. “История искусства в картинках” — старейший (ему уже десять лет) и самый богатый выставками художественный эксперимент. Выставки назывались, например, “Дорогому Казимиру Малевичу”, “Наш Эрмитаж”, “Мой красный конь”, “Узоры Анри Матисса”, “Загадки Пабло Пикассо”, “Золото Густава Климта”…
Для “Диалога культур” ребята рисовали, а взрослые увидели в их исполнении “Автопортрет в духе эпохи Возрождения”, а также выставки “Россия — Финляндия: в гостях у сказок”, “Саамские сказки”, “Древняя Древняя Греция”, “Храмы России”, “Цивилизация Майя”…
Проект “Персона” представил на суд зрителя экспозиции, посвященные жизненному пути, подвигам и свершениям Михайло Ломоносова, Сергия Радонежского, Николая Гумилева. А вот “Ребенок и Книга” посвящен связям литературы и изобразительного искусства, он позволяет ребенку-художнику попробовать себя в роли иллюстратора, рассказать рисунком о том или ином литературном произведении.
В 2013 году выставки “Детской галереи” получили приглашение от Мурманского областного художественного музея, а затем начались передвижные выставки по различным площадкам Мурманской области. Я надеюсь, что “Детская галерея” будет продолжаться и помогать детям развивать свои творческие навыки, а посетителям галереи — любоваться и восхищаться их работами.
Готовились три года
Мастер-класс для преподавателей живописи из разных городов области проведет Елена Бушманова, педагог апатитской детской школы искусств. Именно ее воспитанники — постоянные участники всех проектов галереи, и это неудивительно: Елена постоянно ищет новые формы, новые инструменты и методы подачи материала. А это, поверьте, совсем непросто.
— Этот мастер-класс позволит и мне самой обобщить свой опыт работы с детьми за 15 лет, — рассказывает Елена. — А началось все с того самого знаменитого “Родничка”, куда меня пригласил в 1998 году Юрий Васильевич Городишенин. Именно тогда с его подачи я попробовала работать с детьми в технике фломастера — до того не воспринимала его, как художественный материал. С тех пор мы попробовали самые разные графические материалы: сухая и масляная пастель, тушь, сепия, мелок, в том числе белый по цветному, аппликация, закатка фона валиком, как при монотипии… Словом, много что из того фломастера выросло. Ну а такой наставник, как Юрий Васильевич, дорогого стоит — в его студии была атмосфера и душа, и это счастье, что я туда когда-то попала…
Елена рассказала и показала запасы детских рисунков, что прошли через выставки “Детской галереи” — рассматривать и восхищаться можно бесконечно!
— Мы три года занимались оцифровкой работ, и на мастер-классе все будет представлено в фото- и видеоматериалах, кое-какие рисунки принесу с собой. Расскажу о методиках и техника выполнения. Самое главное, рассказать о том самом удивительном возрасте от семи до десяти лет, когда у детей плохих работ просто не бывает — это период самовыражения и абсолютной свободы, можно еще поиграть. А вот с четвертого класса, когда начинается академический рисунок, дети иногда пересматривают свое увлечение рисование. Так что 1-3 классы мы, педагоги, только вкладываем, а с четвертого класса начинаем, наоборот, “вытаскивать” — появляются правила.
Спрашиваю у Елены про ноу-хау в преподавании живописи, а она скромничает, говорит — это редкий случай. Все уже когда-то было придумано, попробовано, забыто, а потом родилось заново.
— Но мы все время что-то придумываем с детьми, что-то пробуем, пишем без черновиков и карандашных набросков. Съездим куда-то в музей или на выставку, поделимся в классе впечатлениями, а дети возьмут и наваяют что-то невиденное!
Обо всем этом в субботу в библиотеке-музее Елена Бушманова и Ксения Колобова расскажут коллегам-преподавателям. И, возможно, где-то в области появятся еще детские художественные галереи.