Его место

Эти фото — из архивов апатитского фотохудожника Сергея Хитрова. Его выставка открылась в художественном салоне месяц назад. И тогда же он предложил сотрудникам “Салмы” сделать дополнение к ней, оформить фото Всеволода Викторовича в разные периоды его жизни и работы: из геологических экспедиций, из жизни “Салмы”, из истории “Каменного цветка”…

Всеволод Баржицкий, по моему глубокому убеждению, один из тех людей, после которых — пусто. В Апатитах их было не так уж мало: Чайковский, Лузин, Вайнштейн, Нечаев, Харламов, Гладина… Те, кто наполнял жизнь в городе смыслом и делом, кто верил в лучшее, в созидательное, в умное. Когда они уходят, вначале кажется, что придет смена. Потом понимаешь, что повторить лучших невозможно.

Всеволод Викторович ушел из жизни в 58 лет. 5 августа этого года ему исполнился бы 71 год. Был он геологом, художником, поэтом и бардом, а часть жизни и предпринимателем. В 1990 году создал первый в области частный культурный центр “Салма-Арт” на улице Дзержинского, 1. Организовал около тысячи выставок работ кольских мастеров прикладного искусства в России и в скандинавских странах. Занимался литописью, дизайном ювелирных изделий, разработал собственную технологию лаковой миниатюры на дереве, его работы представлены во многих частных собраниях в России и за рубежом. Был одним из организаторов выставки “Каменный цветок” в 1993 году и отчаянно боролся за качество изделий, представленных на ней.  По его инициативе, кстати, с 1998 года проходили ежегодные курсы по обучению норвежских художников-любителей русскому искусству на базе Высшей народной школы в норвежском Сванвике (Норвегия). Он сам преподавал на этих курсах основы литописи.

И “Салма” на долгие годы стала настоящим культурным центром в полном смысле слова — тут проходили приемы делегаций, концерты, поэтические вечера. И, конечно, собирались барды — из области и со всей страны. Баржицкий и сам писал замечательный стихи и песни…

А потом его — очень хорошего человека, преданного и верного товарища, художника, романтика и настоящего интеллигента — не стало. Он ушел до обидного рано.

— Я успела поработать под руководством Всеволода Викторовича два года, — рассказывает сотрудник “Салмы” Зоя Крючкова. — Была учителем географии в школе, приходила сюда на концерты и выставки, и он позвал меня экскурсоводом. Каким он был руководителем? Шикарным! С ним очень легко было работать. Если он замечал какие-то недочеты, то говорил об этом необидно. У меня были разные руководители за мою трудовую жизнь и Всеволод Викторович один из лучших. Он как-то умел не подавлять твою инициативу, а аккуратно направить ее в нужное русло, очень уважительно относился к сотрудникам, к посетителям…

Зоя Крючкова, экскурсовод “Салмы”, вспоминает лучшего руководителя и прекрасного художника. Фото Натальи Черновой
Зоя Крючкова, экскурсовод “Салмы”, вспоминает лучшего руководителя и прекрасного художника. Фото Натальи Черновой

О том, почему фото создателя “Салмы” появились тут, в совсем, казалось бы, не юбилейный год, Зоя Васильевна говорит так:

— Это просто ностальгия — по интересным временам в Апатитах, и по людям, благодаря которым они происходили. Всеволод Баржицкий — большая личность, человек неординарный и художник с тонким вкусом, его работы до сих пор есть у нас: картины, броши, подсвечники. Он успевал в жизни очень многое, умел видеть в обычном — интересное, вдохновлял и вел за собой. Поэтому так долго и живет “Салма”, поэтому сюда продолжают приходить люди.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *