Я без тебя — не я,
Мне без тебя беда.
Мурманская земля,
Кольская красота.
Словно бреду — к заре
Тихой лесной тропой.
Голос ручьев и рек —
Внутренний голос мой…
Николай Владимирович родился в Мурманске, а детство, юность и большая часть жизни прошли в Кандалакше. Отца, Владимира Николаевича, инженера морского порта, направили туда на работу, и семье пришлось переехать.
Словно ветер в дремучей
душе лесной,
Словно легкой волны
поглаживание
Ах, как нежно звучит,
как шелестно,
Кандалакша моя,
Кандалакша моя.
Как вспоминал Николай, главным семейным богатством в то время были книги, а выбор был огромен, включая классику советской и зарубежной литературы. Любимым автором его детства был Сергей Есенин.
Коля с особой теплотой всегда вспоминал свою бабушку и ее многократно пересказанные бесчисленные русские народные сказки. В очень раннем возрасте она научила его читать.
В Кандалакше на вечере памяти в городском культурном центре “Нива” присутствовали мама поэта Аполлинария Петровна, дочь и внуки. Неугомонный журналист и краевед Владимир Зяблов показал фотовыставку “Друг мой, Колька”. Эта бесценная подборка личных фотографий Владимира очень радует. Прозвучали и песни на стихи Колычева в исполнении Сергея Филатова. Стихи прочли внук Тимофей и друзья поэта.
В Мурманске, где жил Николай Владимирович, в областной научной библиотеке на литературном вечере “Я жизнь люблю!” своими воспоминаниями о поэте поделились мурманские писатели Марина Чистоногова, Николай Васильев, Дмитрий Коржов, художник Анатолий Сергиенко, вдова поэта Вера Колычева. Стихотворение Колычева прочитал заслуженный артист РФ Сергей Гронский. Песни на стихи поэта спели юные вокалисты ансамбля “Золотая лира” из гимназии №7, и участники клуба авторской песни “Пять углов” Александр Базанов и Светлана Танцерева. Песни на стихи Николая Колычева исполняют всюду, в том числе и на “Рубцовских чтениях” в библиотеке имени Гладиной в Апатитах.
Продолжательница идей и традиций Ларисы Адамовны — Елена Ходотова, заведующая библиотекой, — подготовила выставку книг Николая Колычева, вспомнила яркие эпизоды в моменты его визитов к нам. Вечер памяти прошел в уютной, домашней обстановке, где не было никакого сценария, только душевный разговор друзей.
Виталий Секриеру рассказал о малоизвестных моментах жизни Колычева-фермера, о его поездке в Норвегию по обмену опытом в организации сельского хозяйства. И как Колычев организовал реконструкцию заброшенной церкви Святого Николая 1785 года постройки в селе Ковда, обращаясь в различные инстанции и к народному депутату СССР Александру Оболенскому.
Николай Ефремов поделился своими воспоминаниями за долгие годы общения с поэтом, архивными материалами, ранее нигде не опубликованными фотографиями. После просмотра фотографий и видеофильма о Николае Колычеве, где он говорит и поет, как будто сейчас и здесь, с нами, все говорили и вспоминали его живое слово о нашей жизни и никак не хотели расходиться по домам, несмотря на довольно позднее время.
Сергей Захаров напомнил о духовных истоках поэзии Колычева, значении творчества поэта в нашей жизни. Заслуженный работник культуры РСФСР Евгения Васильевна Савшак, к сожалению, не смогла прийти на встречу, но прислала сообщение: “Для меня Николай Колычев прежде всего поэт-гражданин, тончайший лирик. Наш Кольский Рубцов. Его исповедальное поэтическое слово пронизано острой сыновней любовью к Родине. Слово, взывающее к совести, доброте, справедливости. Очень люблю его строки: “А может быть, по-русски — это счастье, когда болит и мается душа”. Такие поэты как Николай Колычев навсегда остаются в благодарной памяти народной. А что может быть выше этого признания?”
Несомненен вклад поэта, прозаика, переводчика Николая Колычева в русскую литературу, в деятельность Союза писателей России и регионального сообщества. Он — лауреат множества литературных премий, в том числе и Большой литературной премии России. Современную культуру Кольского Заполярья невозможно представить без его имени. На сегодня Николай Колычев самый читаемый поэт в Мурманской области, неслучайно литераторы называют его “Кольским Рубцовым”.
Евгения Константиновна Савкина, сокурсница Рубцова по Кировскому горному техникуму, знающая и любящая творчество Колычева, помнит наизусть множество стихов поэта, наиболее любимые она читала в течение вечера.
Две дождинки размером в слезу
на оконном стекле
Две грустинки стекают туда,
где их больше не будет.
Пожалейте друг друга —
потом будет поздно жалеть
Все на свете кончается —
слезы, вода, даже люди…
Александр Еремеев,
Апатиты.