Несчастье
В воскресенье на станции “Хибины” произошло ЧП — от удара электротоком пострадал человек.
Вот что рассказала нам Лариса Черепанова, дачница из “Хибин”:
— Турист шел со стороны гор на автобус, подошел к железной дороге, где у нас постоянно стоит состав. Мы-то, местные, привыкли под вагонами пробираться, а он, может быть, хотел пройти по вагонной площадке или еще каким-то образом преграду преодолеть. В общем, у вагона он и упал.
Очевидцы рассказывали, что парень молодой, чуть за двадцать, был с рюкзаком, туристическими палками. Две его спутницы объясняли, что он москвич, вместе с группой был в продолжительном походе, но за несколько дней до электротравмы он обварил ногу и решил возвращаться. Сам парень, пока ждали скорую, говорил лишь, что ничего не помнит, включая последние две недели…
Пострадавшего отвезли в больницу, а ЧП продолжают обсуждать местные жители.
— У нас в “Хибинах” несколько дачных кооперативов, более тысячи дворов, — говорит Лариса Михайловна. — Поселок разделен железной дорогой, автобус останавливается с одной ее стороны, на другую приходится идти через пути. Люди и ходят — и к автобусу, и на берег озера: лезут под вагонами, да и по площадкам вагонным проходят, кто повыше и посильнее, взобраться может. Разве это дело? Мы мечтаем о цивилизованном переходе через железнодорожные пути, в идеале поверху, над вагонами. Хотя и на станции Апатиты такого до сих пор не построили…
Мы стоим с Ларисой Михайловной на перроне. Он новенький, как и будочка дорожных рабочих, освещен галогеновыми яркими фонарями. Правда, есть одно “но” — перрон построили у пути, на который не приходят никакие поезда, все останавливаются на другом, у старенькой платформы. Так что на новый перрончик люди продолжают шагать через рельсы. Такая ситуация кажется смешной, если бы не выглядела такой по-будничному глупой.
А ведь дорога — основа станции и причина ее возникновения. Приезжие появились тут еще во время строительства Мурманской железной дороги, в 1915-16 годах. В 1919 году на станции “Хибины” находился важный объект — телеграфная станция. Перед войной станция стала центром Экостровского сельсовета, входившего в Кировский район — в 1938 году здесь проживало двести человек. Сейчас “Хибины” входят в городской округ Апатиты, хотя зарегистрированных жителей тут и нет. До города — десять километров, до соседних Нефелиновых песков — десять.
На станции в “доковидные времена” останавливалась электричка на Мурманск, по минуте тут стоят и скорые поезда — московские и питерские. Этим пользуются опытные туристы, ведь от станции “Хибины”, расположенной на Белой губе Имандры, вблизи устья реки Малой Белой, начинается один из наиболее удобных маршрутов в Хибины. Самый популярный — на перевал Рамзая. Отсюда можно добраться пешком на Юдычвумчорр и гору Петрелиуса.
— Через станцию проложены туристические пути, по нашей улице идет целый туристический поток! Люди пешие, на машинах, велосипедах, зимой на снегоходах. Подчеркну — маршруты эти апатитские, у кировчан, как известно, все свое, — говорит Лариса Михайловна. — И вот такое случилось ЧП. А нам нужно, чтобы тут было красиво, привлекательно и безопасно: и для своих, и для приезжих.
В “Хибинах”, и правда, встречаются весьма приветливые люди: здороваются, улыбаются, с гордостью показывают свои строения. У многих дачки с иголочки, новенькие и модные, некоторые несут следы истории, переделаны из бараков и станционных строений, а есть и такие, кто отдался творчеству своих хозяев целиком: и архитектурно, и живописно. Тут очень легко дышится, много сосен, елей. И тишина, даже поезд подъехал и встал незаметно.
Сама Лариса Черепанова упоминает, как однажды вместе с семьей приютили опоздавшего на поезд заезжего туриста — с тех пор дружат, переписываются. Северяне людей на улице не бросают.
Человек
У нее здесь, кстати, сразу два домика и два огорода. Дом утепляется, хозяева планируют жить на станции круглый год, а не только летом. А уж огород какой — растет все, от кабачков, огурцов, помидоров, репки и капусты, до земляники и малины, гладиолусов, корня валерианы, крыжовника и яблоньки. У Ларисы Михайловны создан настоящий ландшафтный дизайн: многоуровневый, с огромной рябиной и кустарниками малины, все идет в дело — трава на “теплые грядки”, камни — на мощение дорожек. Не Хибины, а Альпы какие-то!
— Раньше у нас летняя бытовочка была, а теперь мы живем в доме 1937 года постройки, — говорит хозяйка. — Перестраиваем его, делаем огромную веранду, чтобы удобно было северные сияния наблюдать. Я, родом из Красноярска, в Север-то и влюбилась по-настоящему, когда северное сияние увидела. Своя скважина у нас теперь, а раньше на речку за водой ходили — чистейшая тут она.
Когда-то в “Хибинах” работала школа, садик, магазин, была и баня. Потом местным дали жилье в Апатитах, и местные стали дачниками. А еще здесь располагались посвировские поля, которые потом отдали путейцам под огородничество. Лариса Черепанова работала всю жизнь, до пенсии, на железной дороге.
— Участок мне дали здесь году в 80-м, — рассказывает она. — Дети были совсем маленькие, здесь и детство их прошло. Сажала картошку, клубнику, росло два куста смородины — нам этого хватало. И когда дочь и сын были студентами, эта картошка нас спасала, можно сказать, помогла мне ребят выучить.
Лариса Черепанова показывает мне дорогу в горы, которая идет через красивейший хвойный лес — тихий и нестрашный. Походим к бурной, прозрачной Малой Белой, видим разрушенный мостик.
— Года три назад его снесло, снега было много, он и не выдержал. Остался второй, за ним, видимо, лесничество и метеорологи следят. А этот наш никому вроде как и не нужен. Но раз станция входит в городской округ, так может быть муниципалитет обратит внимание, и мостик починят? Ведь за туризм все радеем, все его развиваем — а через мостик и проходят туристические маршруты!
Дороги
Лариса Черепанова рассказывает, что когда ввели пропускную систему проезда через АНОФ-2, многие возмущались. А теперь даже рады этому обстоятельству: чужим сюда не попасть. Вообще в “Хибины” есть три пути: на собственной машине двумя дорогами, на дачном автобусе и железнодорожным транспортом.
— В этом году электричка не ходит, только автобус дачный пустили. И вот мы каждый год собираем деньги, чтобы для автобуса грейдер расчистил дорогу до самой станции. То есть фабричные чистят до моста, а дальше-то два-три километра пешком идти? Пожилым-то людям? Так что скидываемся на этот участок: то по двести, то по пятьсот рублей…
Лариса говорит, что есть и позитивные новости — здесь буквально полторы недели назад началось интересное движение, пригнали технику, пошли работы. Оказалось, это подготовительный этап строительства вторых железнодорожных путей общего пользования на участке “Хибины” — “Нефелиновые пески” по федеральному проекту развития инфраструктуры РЖД, а конкретно участка “Мурманск — Петрозаводск”. Представитель компании-подрядчика, “Корпорации Р-Индустрия” рассказал, что работы идут предельно аккуратно, в соответствии с регламентом, отметил, что общение с дачниками налажено конструктивное — рабочие идут навстречу всем пожеланиям местных жителей. А поскольку работа предстоит большая, то и зимой лесную дорогу они будут поддерживать и расчищать.
— Да, это хорошо, что строительство пошло — они хоть нам дорогу чуточку утрамбовали, и отсыпку кое-где обещали — для своего транспорта, но и нам хорошо будет. Даже про шумозащиту речь заходила… Так неужели РЖД все же никакого перехода дачникам не соорудят? — говорит Лариса Черепанова. — Ведь если послушать всех дачников, то все равно получится две основных проблемы: безопасный переход через пути и хорошо расчищенная, качественная дорога. Раз уж в Хибины через “Хибины” не прекращается людской поток.
Проблемы туристов нашим властям, извините, до фонаря. Имеет значение только наличие недвижимости. Если недвижимости в поселке Хибины нет, то и пропуск на проезд в Хибины через АНОФ-2 вам не положен. Я вот в этом поселке родилась, все детство провела, каждую тропинку знаю, это моя «малая родина», туризмом 20+ лет занимаюсь, а права на получение постоянного пропуска нет. Я это считаю нарушением моих конституционных прав и дискриминацией по имущественному признаку. А наша администрация с АО Апатит так документы составили, что добиться ничего не получается.
А если в дачном автобусе в Хибины туристы с большими рюкзаками поедут, дачникам это очень не нравится. И даже такси теперь туда заказать — особый квест. А электрички на Север?! Почему летом электричка ходит в пятницу и в субботу? Кому это удобно? Вот туристам точно нет! Со станций Имандра и Нефелиновые пески идут масса маршрутов в горы, а попробуте туда попасть или оттуда выехать…
Или попробуйте попасть из Кировска на Умбозеро. Проезд по дороге к озеру Комариное и потом на Умбозеро перекрыт промышленными зонами, шлагбаумами. И никаких объездов, т никаких пропусков. Вся Восточная часть Хибин стала практически недоступна для туристов
«Проблемы туристов нашим властям, извините, до фонаря.»
Туристы приехали и уехали, а дачники постоянно вынуждены под вагонами пробираться…
Ужас.