Чтение больше, чем развлечение

Мы тут среди коллег подвели и еще кое-какие личные итоги. Мы — читаем, и никакая нехватка времени или рабочая загруженность этому не помеха. И вообще мы считаем так: каждый пишущий человек просто-напросто обязан читать.

aadi20

Даже не потому, чтобы наслаждаться историями из чужой жизни, а профессионального роста ради. Конечно, не все прочитанные книжки мы здесь упомянули, а только лишь те, что запомнились, произвели впечатление, чему-то научили. Словом, такие, что не стыдно порекомендовать и вам!

Яна Вагнер, “Вонгозеро”

Рассказ здесь идет от лица женщины. Не амазонки с топором в руках, а самой обыкновенной женщины, которая мечтает о счастье, любит мужа и сына.

…В один момент весь мир захватывает эпидемия гриппа, которая никого не щадит: люди сгорают от осложнений за пять дней. Вакцины нет. Нет ни продовольствия, ни электричества, ни связи. Быстро сориентировавшись, Аня, ее муж Сергей и сын Миша, подгоняемые свекром, их соседи с дочкой и бывшая жена Сергея, Ирина, с сыном отправляются в Карелию. Они спасаются от эпидемии и последствий паники, которая превратила вчерашних добропорядочных людей в жестоких животных. По пути к ним присоединяются еще двое друзей. И вот в таком составе, с небольшими запасами еды и лекарств, на четырех машинах перепуганные люди отправились в дорогу… На фоне ужаса разворачивается личная драма. Нынешняя и бывшая жены теперь находятся рядом. Способна ли угроза смерти примирить женщин, которые любят одного мужчину?

Это книга о простых людях, не похожих на супергероев. У них нет современного оружия, суперспособностей и спецназовской подготовки. Иногда им везет, а иногда нет, но все натурально и жизненно.

Продолжение истории вышло в 2016 году и называется “Живые люди”. А в этом году канал “ТВ-3” обещает выпустить экранизацию. Говорят, съемки уже закончились.

 

Дмитрий Иуанов, “Вокруг света за 100 дней и 100 рублей”

Едва успев окончить университет, московский блогер Дмитрий Иуанов отправился в кругосветное путешествие. У него в кошельке и правда было всего лишь 100 рублей, но он мог зарабатывать деньги, получать их от новых знакомых, клянчить… А еще у него был рюкзак с одеждой, палаткой, спальным мешком, ноутбуком и лекарствами. В кармане — два паспорта, российский и заграничный с визами, и телефон. Дима ездил то автостопом, то зайцем, ночевал у случайных знакомых или на улице в палатке. Объехал Россию, Китай, Монголию, Америку и Европу, общался с людьми и записывал все впечатления. А по приезде издал авантюрный роман!

 

Генри Марш, “Не навреди”

Каждый из нас наверняка хоть раз испытывал чувства негодования и страха по отношению к врачам. “Могли бы пошевелиться, работать быстрее, ведь человеку плохо!”. Автор этой книги — нейрохирург. На протяжении многих лет он практически каждый день вскрывал черепа, вырезал опухоли, пережимал артерии и блокировал кровотечения через маленькие отверстия. Вот такие будни.

Генри Марш не без горечи рассказывает об ошибках, халатностях, несправедливостях, перемежая их со счастливыми моментами, ради которых стоит жить. Большинство ошибок, о которых говорится в книге, Марш совершил сам. Его профессиональный путь, как и путь любого врача, очень тяжел: неудачи, судебные иски, претензии. Если спас пациента, ты — бог, если нет — преступник.

Каково выйти к родственникам умершего на операционном столе человека? Как сообщить о страшном диагнозе? Как смотреть на неудачи после операции, если пациента разбил паралич? Генри Маршу удалось написать откровенную книгу и рассказать о своей профессии человеческим языком.

 

Хан Ган, “Вегетарианка”

В этом году на русском языке вышел роман южнокорейской писательницы Хан Ган “Вегетарианка”. В 2016 году он получил международную Букеровскую премию, а затем стал центром нешуточного скандала.

Книга состоит из трех частей: “Вегетарианка”, “Монгольское пятно” и “Пламя деревьев”. Каждая часть похожа на самостоятельный рассказ, но все они посвящены одной и той же героине — Ёнхе.

Книга начинается с ночного кошмара главной героини. Она просыпается и понимает, что хочет стать вегетарианкой. Она одержима этой идеей настолько, что забывает разбудить мужа на работу. Рассерженный муж находит ее около холодильника, который Ёнхе чистит от неправильной еды, выбрасывая в мусорное ведро дорогущего угря, говядину, пельмени, молоко и прочие деликатесы, купленные на деньги мужа. Этим поступком она вызвала нешуточный гнев всей родни.

Самое странное, что главная героиня романа лишена голоса. Читателям не рассказывают ее мысли и душевные переживания. В первой части романа повествователем выступает муж, во второй — муж сестры, в третьей — сестра.

Хан Ган пишет о патриархальном конфуцианском обществе Кореи. Здесь жена обращается к мужу на Вы, не имеет права и лишнего слова ему сказать. Подчеркивается, что женщина без мужа — никто. Подобное безмолвное послушание требуется и от детей. А главная героиня, Ёнхе, не боится противостоять обществу и его законам, не боится остаться одна и тянется к этому изо всех сил, не обращая внимания на реакцию людей.

Юлия Короткая.

 

Донна Тартт, “Маленький друг”

Пока все обсуждали “Щегла”, за которого автор получила Пулитцеровскую премию и множество других, я начала с начала. И из трех опубликованных романов Тартт сильнейшее впечатление на меня произвел второй — “Маленький друг”, который вышел в свет в 2002 году. Интересно, кстати, что перерыв между романами у писательницы составляет по десять лет. Наверно, не зря, поскольку книги она пишет настоящие, “большие”, детально проработанные, мастерски выверенные.

Тартт написала о своей родине — Миссисипи, о маленьком городке американского юга 70-х, где растет девочка Харриетт Клив-Дюфрен, детство которой было омрачено семейной трагедией. По этой ли причине или просто от характера, природой данного, Харриет проявляет себя личностью неординарной, ни в какие рамки не вписывающейся. Она свободолюбива, бескомпромиссна и идет к своей цели без страха. Хотя… такими были мы все в отрочестве, и если не по-настоящему, то в мечтах.

Донна Тартт в этой книге наследует традиции своих великих предшественников — здесь немного Марка Твена, чуточку Харпер Ли, капля Уильяма Фолкнера и, в конце концов, щепотка маркесовского Макондо. Героиня “Маленького друга” — квинтэссенция одиночества подростка, окруженного большой семьей, в которой нет настоящего тепла и внимания друг к другу. И Харриетт воспитывает себя сама — с помощью жителей городка и фантазий, которым она следует и которые приводят к новой трагедии.

“Маленький друг” — книга большая, глубокая, “размышленческая”. Она позволяет переосмыслить собственное детство и предлагает присмотреться к тому, какими растут наши дети и почему именно такими.

 

Рэнсом Риггз, “Дом странных детей”

Воображение — то, что, пожалуй, отличает нас. От чего угодно — одушевленного, неодушевленного, чего хотите. Воображение иногда тяжелая ноша. Иногда, если это качество не отягощено грустным детством, веселое приключение. И дело всей жизни.

Так, пожалуй, случилось с Рэнсомом Риггзом. Мальчик родился в семье фермера, учился в школе для одаренных детей, где увлекся кинематографом, начал писать сценарии для фильмов, снимать короткометражки. А потом у него появилось хобби — коллекционирование старинных фотографий. Оттуда и появился сюжет для его первой книги — что, если описать жизнь незнакомых людей со странноватых фото, объединив их в одном доме? Так и появился роман “Дом странных детей”, а потом и два продолжения.

Возьметесь читать? Тогда знайте, что эти книги из разряда тех, что мешают спать по ночам — хочется махнуть еще страничку, две, а там и главу. Возможно, со времен “Гарри Поттера” не было настолько увлекающих взрослых “детских” книг.

Риггз, конечно, далеко не Фицджеральд, не Сэлинджер и не Айн Рэнд. Хромает стиль, буксует действие. Но он написал приключенческие книги о юношестве — редчайший по нынешним временам жанр. Там все как положено: противостояние характеров, выбор любви и дружбы, верность и предательство, принятие иных людей и непривычных обстоятельств, воспитание в себе героя. И много чудесных и страшных происшествий.

А вот как он, немножко и сам похожий на главного героя, вначале заурядного американского подростка, а потом спасителя целого мира, заканчивает трилогию: “Ренсом Риггз вырос во Флориде, но теперь он обосновался в городе странных детей — Лос-Анджелесе. Он рос на сбалансированной диете из страшных историй и британских комедий, что, вероятно, объясняет дух произведений, которые он пишет. Существует отличный от нуля шанс, что он находится в данный момент у вас дома и наблюдает за вами из-под кровати (Идите, проверьте. Он ждет.) Если нет, то вы всегда можете найти его в Твиттере по адресу @ransomriggs”.

В общем, если вы соскучились по самому себе — юному, очень советую “Дом странных детей” — раз, “Город пустых” — два, “Библиотеку душ” — три.

 

Иэн Макьюэн, “Искупление”

Я с удивлением узнала, что эта книга была экранизирована, и неплохо — фильм собрал несколько премий. Но сам роман!.. Один из тех, что невозможно позабыть, а в финале нестыдно поплакать.

Что такое ошибка, когда дело касается чувств? Чаще всего — неверная оценка недоступных тебе ощущений, основанная на воспитании, на прошлом, на стереотипах. Может ли такая ошибка разрушить сразу несколько жизней, особенно, когда к ошибке одного человека присоединяются ошибки нескольких государств? Вполне, увы. Об этом — роман.

Чувствительная фантазерка, мечтающая стать писательницей, Брайони Толлис живет в английском поместье вместе с любящей семьей. Про таких детей говорят: “везде сует свой нос”, но их любопытство не постыдно, оно — активное чувствование, накопление багажа эмоций для будущей работы. И однажды Брайони видит одно и делает выводы — совершенно иные. И рушится семейство, пропадают родные, проходит любовь. Эта часть романа — маленький комплимент Джейн Остин.

А другая часть — привет Хемингуэю и Толстому, наверное. Перед нами разворачивается отступление английской армии в Дюнкерке: страшное, детальное, основательное, обморочное (“Над ним не было ничего, кроме неба…”). После книги Макьюэна совсем по-другому смотришь “Дюнкерк” Нолана — кажется, в фильме мелькает знакомое лицо…

А в третьей, все разъясняющей части проступает Фицджеральд, с его неотвратимой тоской, с разъедающей ткань судьбы виной и с запоздалыми попытками искупления. Кто главный — персонаж или писатель, и можно ли поступиться правдой ради сюжета? Эти вопросы ставит “Искупление” и пытается на них ответить.

Наталья Чернова.

 

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *