Вообще-то, я все это не очень люблю — когда в группе. Там же нужно что-то говорить, общаться с незнакомцами, пытаться быть конструктивным и адекватным. А когда позади рабочая неделя, до адекватности ли?
Но Илья Балымов очень вежливо, но настойчиво намекал: приезжай, посмотри, как и что. Я пропустила шесть занятий — те, где “проходили” деловые переговоры, коммуникативные барьеры, психологические защиты и реакцию на критику. Выбрала, на мой взгляд, самую спокойную тему: проективные тесты.
А что? Даже самые закоренелые скептики нет-нет да и пройдут по ссылке с названием “Всего десять вопросов, и ты узнаешь, кто твой кармический близнец из великих”. Но проективные тесты — совсем не очевидная штука, подделать и приукрасить ответ невозможно, и даже размышлять над ним не получится: цель тут замаскирована намертво.
И вот в уютном зале Музейно-выставочного центра Кировска сидим мы, семнадцать человек, у которых в пятницу вечером нет никаких дел. А может, и есть, но все отменено для того, чтобы отрешиться от суеты. И сосредоточиться на себе.
Мы все рисуем. Каждый по-разному: кто-то заканчивает мгновенно (чаще мужчины), кто-то выписывает каждую деталь (в основном женщины). А потом Илья начинает разъяснять: что же мы изобразили и как это позволяет нам заглянуть внутрь собственной судьбы и характера. И мы были бы счастливы, наверное, сказать: “Ого! Это ж все точно про меня!”, но всю патетику момента наш тренер разрушает одним ударом. “Не верьте ничему слепо”, — говорит он. Все примерно, приблизительно, не впадайте в экстаз.
А вообще, странно все это. Люди в провинции, особенно на Севере, не очень-то склонны подобным образом проводить свой досуг. А тренеры с квалификацией тоже не особенно готовы дарить свое время и знания всем желающим. Потому и спрашиваю Илью: ему-то к чему эти еженедельные уроки? К ним ведь готовиться надо!
— Надо, — подтверждает Илья. — Но для меня это и самопиар, и желание попрактиковаться. И потом, я верю, что хорошее дело делаю, даю людям возможность поговорить о вещах, о которых в компании друзей не поболтаешь.
— Почему Кировск? Почему летом?
— Лето считается мертвым сезоном, но не все разъезжаются в отпуска. А зимой, думаю, времени даже меньше у людей. Полтора часа на занятие, кстати, не так уж и много. Я уже вижу, что времени нам не хватает, за это время люди только входят во вкус.
В этом году у нас в общей сложности 12 занятий. А выросла “школа” из прошлогодних встреч в Апатитском молодежном центре, весной мне Музейно-выставочный центр Кировска сам предложил свою площадку. В следующем году постараемся вновь встречаться в МСЦ Апатитов.
— Идет уже второй месяц занятий. Как думаете, почему люди приходят на встречи? Что ими движет?
— По отношению к психологическим тренингам людей можно поделить на два противоположных типа. Первые все это терпеть не могут, говорят, что посетители — глупцы, тренеры — мошенники. Вторая категория — те, кому в вопросах самопознания нужен гуру, учитель, который бы пояснил, куда и как идти. Они, кстати, обычно падки на любую эзотерику, гороскопы…
Но мы никогда не решаем за человека, что и как он должен делать. И на мои тренинги попадает узкая прослойка тех, кто и за свою жизнь ответственность берет, и интересуется вопросами самосовершенствования. Они хотят научиться себя вести в социуме, найти способы и инструменты, чтобы быть более эффективными, уметь давать отпор, конструктивно общаться с детьми или с коллегами. Интересно, когда люди именно за этим ко мне приходят. Желание стать лучше — это ведь этическая мотивация.
— То есть людям нужна общность, а не только общение?
— Да. И на тренингах у нас самую большую ценность представляет взаимодействие. Ты поделился мыслями — все отреагировали, свой опыт рассказал и услышал, что и у других подобное бывало. Это похоже на “разговор в купе” — можешь быть откровенным и естественным, потому что другие люди с тобой не связаны, и ты никак не зависишь от их реакции. Это возможность решать внутренние проблемы в искусственно созданной доброжелательной среде. Хотя не такая уж она и искусственная. Мы заранее договорились о линии поведения: не смеемся, не критикуем, предельно внимательны. А потом уже эффект поля создается, и мне не нужно это проговаривать.
А критиканы “всего психологического” завидуют этой возможности. Скорее всего, они просто хотят прийти, но боятся. Их главная проблема — имеют что сказать, а сказать некому. И этого признать они не могут.
— Острая реакция говорит об острой заинтересованности?
— Да, это так. Вот мы разбирали психические защиты, то, как мы себя обманываем. Я просил назвать самые раздражающие и заметные недостатки у других людей. Все написали. Но если вы часто обнаруживаете в других эти недостатки, не проекция ли это своих собственных?
— Я услышала, как сегодня люди с благодарностью говорили и о занятиях, и о тренере…
— Мне греет душу то, что атмосферу отмечают. Люди приходят колючими, вначале закрываются или спорят. А на втором занятии уже совсем другие, открытые. Или в течение одного занятия настороженность пропадает. Человек говорит: “Мне было комфортно, душевно”.
Может быть, в этом мой козырь — создавать среду доверительного уважения без всякой конкуренции со мной как с тренером.
Я стараюсь заглушить себя и позволить людям говорить, моя задача — дать им разгон, организовать процесс и уйти в тень. Я стараюсь этому учиться, принимаю во внимание высказывания, перестраиваюсь. И ориентируюсь на практику в течение занятия. А если это практика, то это люди работают больше, чем я.
Кстати, эта школа от обычной отличается тем, что уроки можно пропускать или выбирать. Так что вы легко можете приехать на любое из оставшихся занятий. 11 августа — тренинг “Сторителлинг: история как инструмент убеждающего воздействия”; 18 августа — семинар-практикум “Сценарии любовных отношений: делаем тайное явным”; 25 августа — мастер-класс “Простые решения сложных проблем: как заставить мозги работать”; 1 сентября — семинар-практикум “Имидж лидера: модель для сборки”; 8 сентября — семинар “Личная эффективность: ключевые навыки”.
Все занятия проходят в МВЦ на проспекте Ленина, 4а, по пятницам с 18.30, есть организационный сбор.
…И еще, может, вам интересно, что же мы эдакое рисовали? Хотите попробовать? Итак, возьмите альбомный лист и нарисуйте на нем кактус. Просто кактус, как вы его себе представляете. А о том, как же расшифровать рисунок, мы напишем в следующем номере.
Дарья Рукавицына.
Жалко, что далековато мне до Кировска, с удовольствием бы посетила школу Ильи Балымовп