Холодный солнечный день, голубое небо и совсем не майская погода. На улицах города счастливые лица людей, звонкий детский смех, море цветов и шаров. А еще — портреты, портреты, портреты… Бесконечное море табличек с фотографиями совсем юных мальчишек и девчонок в военной форме, не вернувшихся с фронта, ветеранов в орденах и медалях, не доживших до сегодняшнего дня, тружеников тыла. А рядом, в одном строю, — их дети, внуки и правнуки, которые хотели рассказать о судьбе своего солдата.
Сложилось впечатление, что на праздник вышел весь город.
Сколько людей участвовало в “Бессмертном полку”? Мы попробовали подсчитать — получилось около десяти тысяч. Когда колонна дошла до площади Ленина, люди стояли так плотно, что на самом деле чувствовали локоть друг друга.
Пожалуй, два момента стали самыми трогательными на празднике. Когда в память о погибших в небо полетели воздушные шары с самодельными “журавликами” и когда возложить цветы пригласили ветеранов.
После митинга у Дворца культуры начался концерт, рядом работала полевая кухня. Но чего-то все равно не хватало… К примеру, интерактивных площадок — военкомата, госпиталя, танцплощадки около “Аметиста”, “партизанского отряда” и песен под гитару… А еще непонятно, почему не построили сцену на площади Ленина, которая стояла там каждый год? Обычно здесь на лавочках сидели ветераны, а все желающие могли подняться и подарить им цветы. Не хватало и регулировщиц, которые бы направляли поток людей, чтобы не возникало заторов.
Но это все мелочи, которые легко можно исправить. Самое главное, что все мы ощутили себя частью большой семьи и великого народа, идя плечом к плечу в “Бессмертном полку”.
Зато в тот день горожане благодарили ребят из фотосалона “Яна” на улице Дзержинского, 59, которые работали ночью с 8 на 9 мая. Те, кто в последний момент кинулся готовить к шествию штендер с фото, обнаружили — даже в десять вечера здесь принимали заказы на реставрацию фотографий к “Бессмертному полку” и продавали штендеры, а открыли двери они за два часа до начала праздника, чтобы все успели к шествию.
— В этом году всего мы сделали 80 фотографий, — рассказывает Артем Емельянов, — и почти все из них пришлось восстанавливать — убирать заломы, засветы. На некоторых приходилось дорисовывать форму фуражки, медали и даже части лица. Была даже фотография, на которой ребенок фломастерами разрисовал пол-лица, и его почти не было видно — это был самый сложный заказ для восстановления.
К каждой фотографии мы делали оформление — подписывали информацию о героях. 8 мая после десяти вечера пришли еще пять человек с заказами. Чуть раньше этим вечером мы поняли, что штендеров на всех не хватит — пришлось ехать в магазин покупать трубы и прикреплять их не к дощечкам, как это было раньше, а прямо к рамкам, которые есть у нас в продаже. Получилось, конечно, чуть подороже, но клиенты были очень довольны!