С трудом на языке своем родном

109687_karakalem_yazi_calismalari_4

Когда появилась новость о том, что теперь выпускники девятых классов будут сдавать экзамен по устной речи, я сразу вспомнила свою учительницу русского языка и литературы Евгению Александровну. Литература была для нас одним из самых интересных предметов, потому что на уроках нам разрешали много говорить.

Не воздух сотрясать, а высказывать свои мысли. И это казалось таким естественным! В наше время школьники учили наизусть стихи, отрывки из повестей и романов, писали регулярно сочинения.

А сорок лет спустя русский и литература, как школьные предметы, стали мало отличаться от математики и физики: те же тесты и  готовые ответы, необходимо лишь галочку в нужном окошке поставить. И вдруг шаг назад, к тому, чему учила “старая школа”, возврат к устному экзамену. Стало интересно, а что по поводу этих перемен думает Евгения Александровна?

Я написала ей сообщение “ВКонтакте” — моя учительница активный пользователь Интернета. Евгения Александровна ответила на мой вопрос, но не в Интернете, прислала обычное письмо, написанное от руки. И этого тоже так не хватает в современной жизни! Мы же почерков друг друга теперь не знаем — не пишем, а печатаем…

Итак, вот что ответила  Евгения Александровна Зверева, преподаватель русского языка и литературы средней школы №1 города Кировска своей бывшей ученице Ольге Щербаковой.

“Оленька, пишу ответ на твое сообщение. Ты затронула самый больной, но очень актуальный вопрос. Все, что ты перечисляешь в “старой школе”, нужно вернуть в “новую”. Тесты по русскому языку, это просто безобразие. Дети не умеют самостоятельно выразить свою мысль, они перестали думать. Зачем, если можно скачать из Интернета? Поэтому не могут четко ответить ни на один вопрос, не читают книги, речь пестрит “ненормативной” лексикой, полная безграмотность! Не учат наизусть ни стихи, ни отрывки  прозаических произведений, как это было, когда вы учились. Говоря словами А.С. Пушкина “выражаются с трудом на языке своем родном”.

Обращаясь к прошлому, вспоминаю дискуссию по творчеству В.В. Маяковского, когда вы неожиданно после урока всем классом продолжили разговор об отношении к Маяковскому, его личности и творчеству, а потом писали сочинение — очень ярко, спорно, неожиданно! Жаль, что не сохранилось (а может быть есть у кого?). Или урок по роману А.М. Горького “Мать”. А если вспомнить ряд спектаклей с вашим участием, конкурсы выразительного чтения стихов?

Уже в наше время я смотрела в Интернете видео и читала тексты Бори Вахмистрова о природе нашего Заполярья. Комментарии написаны прекрасным русским языком! Я была ошеломлена, просто “купалась” в русской речи. На мою оценку Борис ответил: “У меня хороший учитель русского был”. Спасибо ему за такую оценку.

Считаю, что в девятых классах нужно сдавать экзамен по устной речи, чтобы не было косноязычия. Необходимо учить школьников грамотно писать и говорить. Разработать темы. Готовить к этому экзамену — риторике — с самого начала обучения. Нужна система. А то получается — вдруг захотели и включили устную речь в программу экзаменов!

Подводя итог всего сказанного, считаю, что с самого начала на протяжении всего курса обучения учить устной и письменной речи надо не только на уроках русского языка и литературы, а и на других уроках. Это основа грамотности.”

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *