Как распутать клубок?

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами снова Илья Балымов, и мы продолжаем разговор о тонкостях психологического ремесла. Но прежде попрошу вас ответить на три вопроса. Можете сделать это письменно или устно, но в любом случае постарайтесь дать конкретные, развернутые ответы. Итак:

  1. Как прошла ваша неделя?
  2. Назовите три-пять самых важных для вас события, случившихся на прошедшей неделе.
  3. Выберите одно из этих событий, любое, и скажите: какую роль вы в нем играли?

Итак, ваши ответы готовы, отлично! Тогда еще пара важных вопросов. Вспомните, как вы себя чувствовали, когда я предложил вам ответить на эти вопросы и когда вы отвечали на них. Менялось ли ваше эмоциональное состояние?

Теперь я должен развеять интригу и объяснить вам, с какой целью задавал эти вопросы.

На самом деле мы с вами сейчас смоделировали ситуацию взаимодействия психолога с клиентом. Мы можем рассмотреть вопросы, которые я задавал вам, в двух аспектах: с точки зрения того, какую информацию они дают психологу, и с точки зрения того, что происходит с клиентом, когда психолог задает ему эти вопросы.

Зачастую первый аспект может быть совершенно не важен, психологу достаточно задать клиенту несколько правильных вопросов — и цель психологической консультации оказывается достигнутой. С клиентом происходит то, что называется инсайт (озарение), он вдруг обнаруживает в ситуации совершенно новые нюансы, создает для себя новую ее структуру, изменяет отношение к ней, понимает, как надо дальше действовать. Произошло ли что-то подобное с вами?

Впрочем, все это — лишь присказка, давайте переходить к сказке. А она сегодня как раз о том, как психолог познает клиента, или об искусстве психологической диагностики. Давайте начнем с небольшого волшебства. Вы отвечали на вопросы как клиенты, а теперь сядьте на другой стул и… Теперь психолог — это вы. Что вам дали ваши же ответы, какие выводы на их основании вы можете сделать?  Появилось ли у вас чувство скепсиса? Если да —  очень хорошо! Потому что однозначных выводов сделать нельзя, только предположения, гипотезы, которые будут нуждаться в дальнейшей проверке;  бессмысленно делать какие-то выводы вне контекста общей ситуации, с которой обратился клиент, а также целью и задачей общения.

Как видите, познание клиента — вещь очень непростая. По сути — это главная проблема! И заключается она в том, что психика человека недоступна непосредственному наблюдению, мы не можем ее измерять, взвешивать… Психика — это всегда черный ящик, “кот в мешке” хоть для психолога-теоретика, хоть для практика. Мы можем изучать психику лишь по ее проявлениям, но… Откуда нам знать точно, как реакция человека связана с его душевным состоянием? Например, радость может проявляться через улыбку, слезы, подчеркнутое равнодушие и даже через агрессию. А улыбка может быть вызвана как радостью (на самом-то деле радостью по поводу чего?), так и чувством вины, гнева и даже страха.

Как тут быть психологу, как распутать этот сложнейший клубок противоречивых сигналов и получить объективное, достоверное знание? Мне приходят в голову две основные стратегии.

Первая. Необходимо множество опытов, экспериментов, связанных с предъявлением разным людям разных и однотипных стимулов в различных ситуациях. Затем четкое фиксирование реакции этих людей, анализ, обобщение и систематизация данных, чтобы в сухом остатке получать объективное, научно обоснованное знание о некоторых закономерностях поведения людей. Кажется, что это невероятно сложно. Так и есть. И есть экспериментальная научная психология, которая эту стратегию реализует.

Вторая. Ориентирование только на то знание, которое дает реальную практическую пользу. Такая стратегия характерна для многих практических психологов, имеющих богатый опыт работы. Они выстроили свои собственные теории, прекрасно знают, как применить их на практике с пользой для клиентов. Бывает, что такой подход дает сбои, и тогда проблема клиента оказывается нерешаемой для этого конкретного психолога. Зато другой справляется с ней без всякого труда.

Важно, что до второй стратегии нужно дорасти. Так ведь и в любом другом искусстве — сначала усваиваем канон, а потом только начинаем создавать что-то оригинальное, свое.

В дальнейшем я расскажу вам о конкретных методах психологической диагностики: тестах IQ и проективных тестах, личностных опросниках и интервью.  А пока пусть у вас хватит сил, чтобы изменить то, что вы в состоянии изменить, смирения, чтобы принять то, что вы не можете изменить, и мудрости, чтобы отличить одно от другого!

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *