Любимая дочка и “дикая свинья”

Иван с Дарославой и их “серебро”. Фото из архива Ивана Локтюхина.
Иван с Дарославой и их “серебро”. Фото из архива Ивана Локтюхина.

В начале июля из Финляндии вернулся кировчанин Иван Локтюхин. Он участвовал сразу в трех конкурсах песчаных скульптур и занял второе место в самом главном
из них.

С флагами под баян

Ивана и его работы знают многие жители Кировска и Апатитов, он участник и призер зимних конкурсов “Бешеная пила” и “Снеголёд”.

— В Финляндии я участвовал в трех конкурсах. В Лаппеверти и Яалинне были местные небольшие соревнования, на них я занял первое и второе места. А в Энонкоски — крупное мероприятие. Его организаторы гордо заявили, что это чемпионат Европы. Там я занял второе место и первый приз зрительских симпатий. Энонкоски — это по большому счету деревня. Там всего полторы тысячи жителей, но зрителей было много. Энонкоски и населенные пункты рядом жили этим событием несколько дней.

В конкурсе участвовали двенадцать мастеров со всей Европы. Чемпионат длился четыре дня, а рабочих из них было только три. Сначала была церемония открытия, где каждый участник представлял свою страну.

— Организаторы выдали всем флаги, и мы с ними прошлись под баян. Это было по-сельски прикольно. Когда я стоял с флагом своей страны, то испытывал чувство гордости. Просто обычно участвуешь да и все, а тут была ответственность.

После соблюдения всех формальностей, по словам Ивана, начинается рабочая суета. Когда мастер приходит к месту, где ему предстоит творить, он видит только опалубку. Это такие деревянные короба (как для заливки бетоном), определенного размера, которые постепенно забиваются мокрым утрамбованным песком.

— Перед работой надо успеть расхватать инструменты, которые выдают: лопаты, ведра, шланги. Мальчики из технической поддержки помогают снимать верхний ряд опалубки, и мастера приступают к резке.

Главной особенностью изготовления скульптур из песка является то, что работа идет сверху вниз. Если планируемая фигура достаточно высокая, то приходится, начиная с верхнего слоя, выполнять работу “начисто” — впоследствии к верхней ее части просто не будет физического доступа.

— А песок какой-то особенный?

— Он волшебный! В песке, который используется для скульптур, должно содержаться определенное количество глины, чтобы песчинка цеплялась к песчинке. Потому что, если глины не будет вообще, песок будет высыхать и разлетаться. А если ее будет много, то вязкая масса станет абсолютно непригодна к работе.

“Поросячьи гонки”

Тема работ у скульпторов была определена сразу — природа. Кто-то из мастеров пользовался бумажными записями, кто-то брал сюжет из головы, кто-то заранее, как Иван, слепил 3D-модель своей скульптуры. Кировский мастер изобразил девочку, сидящую на свинке.

— Это персонаж какой-то сказки?

— На самом деле получилась сказка. Вообще, я изобразил свою дочку. Мы недавно были в Абхазии, и там она гоняла хрюшек. А вот местные, финские свиньи диковатые. И все спрашивали: “А у вас это дикая свинья? Значит, это отважная девочка?” В скульптуре я посадил дочку верхом и таким образом осуществил ее мечту покататься на свинье. И тут пошли легенды, что в России дети катаются на свиньях. В итоге я и назвал работу “Поросячьи гонки”. Я еще раз убедился, что самые лучшие модели — это дети. А дети всегда похожи на родителей, и работа всегда похожа на мастера. У меня получилось двойное попадание.
Однажды я уже изображал дочку в “Снежной деревне”. Скульптурой я занимаюсь давно, но когда рождается ребенок, понимаешь, вот оно, главное творенье, а все остальное — это просто игра. Ведь лучшее вдохновение для художника — это его окружающие и близкие.

А судьи кто?

— Сколько же такие скульптуры могут стоять?

— Если за ними следить, они смогут простоять все лето, — говорит Иван. — Законченную скульптуру покрывают водным раствором ПВА. После этого влага из песка постепенно уходит, и образуется небольшая корочка. В итоге песчаная фигура, если ее время от времени покрывать раствором из пульверизатора, простоит долго. Ей не будет страшен ни дождь, ни ветер. Когда мы уезжали из Финляндии, там начался ливень, который длился четыре дня! Скульптуры просто смыло. Организаторы попросили всех остаться и восстановить работы. Я выполнил просьбу, но восстановленная фигура уже не может быть такой же, как оригинал.

Это первая мощная победа Ивана в песчаных скульптурах. Все потому, что подобные соревнования проходят редко.

— Я занимаюсь песком много лет, но изредка — раз в год. Мне не хватает времени, чтобы отточить свои навыки. А нынешним летом это уже четвертый фестиваль, поэтому дело пошло хорошо.

Критерии судейства были такими: 50 процентов — техническое мастерство, 40 — артистическая подача, 10 — сама идея. По словам Ивана, работы, которые идут на призовые места, видно сразу, их отмечает глаз. Но судейство — дело относительное. Оценивать работы скульпторов позвали не только художников, также в жюри пригласили чиновников, местных жителей.

— В Финляндии судьи смотрели на скульптуры после завершения работы. А потом, как в школе на экзамене, вызывали автора и немножко его опрашивали: что он хотел этим сказать? Вообще, в Европе принято писать небольшое эссе о работе, чтобы ее раскрыть.

А сейчас Иван находится в Братске на фестивале… деревянных скульптур! Тема опять позволяет пофантазировать — “В гостях у сказки”.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *