Продолжение. Начало в №27.
Самый северный университет
Что касается образования и науки, то в Лонгйирбюене, в огромном и оригинальном здании, расположен Университетский центр, где учатся студенты из разных стран. Здесь — научные лаборатории и кабинеты, в которых специалисты занимаются изучением изменения климата, природы Арктики и прочими важными науками. Здесь же — знаменитый Музей Свальбарда, самая популярная достопримечательность Лонгйирбюена. За год музей посещают до 40 тысяч человек. И там, среди прочих интересных разделов, есть экспозиция, посвященная поморам. С конца XVIII и до конца XIX века они активно осваивали Шпицберген, который называли Грумантом, и даже строили избы из привозного дерева и оставались в них зимовать.
Именно поморы придумали ловушку на белого медведя и научили других пользоваться ею. Есть на острове Шпицберген мыс Старостина, человека-легенды, патриарха Шпицбергена. Иван (или Ермил) Старостин 15 лет прожил на Шпицбергене, а зимовал 39 раз!
Само здание Университетского центра уникально, напоминает летающую тарелку. Такая форма позволяет входам в здание даже в самые сильные снегопады оставаться свободными.
— Иначе половина каждого рабочего дня зимой у нас уходила бы на расчистку входов, — сказала Эва Тереза Йенссен, менеджер по информации университета.
Она же провела экскурсию, показала аудитории, библиотеку, объяснила, почему особым образом выглядит потолок в бесконечных коридорах. Он деревянный, разноуровневый, и выполнен так, что будто бы движется, медленно течет. Каждая деталь в оформлении внутренних помещений имеет свой смысл, учитывая огромное количество темных дней, удаленность Шпицбергена от остального мира и вызванных этими обстоятельствами депрессивных состояний. В результате получился уютный, теплый дом, из которого и уходить-то не хочется. Огромная столовая с гигантским очагом, в которой питаются студенты и преподаватели, раз в неделю превращается в самый большой в городе ресторан.
Как в частных домах и гостиницах, в университете ходят босиком, в носках или тапочках. Всю обувь оставляют у входа — этой традиции больше ста лет, а ввели ее в обиход на Шпицбергене шахтеры, не хотели в дома угольную пыль заносить.
Университетский центр заработал в 1993 году, его основали четыре старейших университета Норвегии. Здесь преподают биологию, геологию, биофизику Арктики и арктические технологии. Сейчас здесь учится примерно 500 студентов из 30 стран.
Приезжие студенты прибывают сюда на определенное количество курсов, они могут длиться от двух недель до шести месяцев. Русских тоже можно встретить. Мы познакомились с Аленой из Мурманска, вместе с мужем они учились в Норвегии, а сюда она, будущий эколог, приезжает не впервые.
— Можно попасть на курс к самым выдающимся профессорам, они прилетают на Шпицберген из разных стран мира, — рассказывает Алена. — Но если бы не это обстоятельство, вряд ли я вернулась бы сюда после первого курса. Особенно тяжело зимой, темнота такая, что ближайшей горы не видно совсем. Я снимаю жилье в конце долины, там дешевле — 3500 крон.
Самая большая проблема для меня — дороговизна фруктов, я их обожаю и трачу на них больше всего денег. На Шпицбергене самые дорогие именно полезные продукты: фрукты, овощи, молоко, белое мясо. Зато все вредное, и алкоголь в том числе, — дешевле, чем в материковой Норвегии. И еще я ужасно скучаю по деревьям, здесь они не растут, даже карликовые, даже кустарники.
На самом деле потребление алкоголя на Шпицбергене выше, чем в остальных частях Норвегии. Но продажа его на Шпицбергене ограничена. Все местные жители получают карточки, по которым в месяц они могут купить 24 банки пива, два литра крепкого алкоголя, два — от 20 до 40 градусов. Зато вина — без ограничений, и цены на них удивительные, например, бутылка отличного испанского или французского вина на наши деньги стоит 400 рублей. Если кто был в Норвегии, знает, во сколько оно там обойдется!
Развиваем туризм!
Что приходит на смену угледобыче? В последние 15 лет это два направления: туризм и образование с наукой. Как и у нас, туризм имеет здесь статус “наше все”, но его развитие продвинулось на Шпицбергене далеко вперед.
Идея туризма возникла здесь в конце 90-х. Из дикого края охотников и шахтеров архипелаг очень быстро превратился в культовое место для всех норвежцев, посетить которое — обязательный пункт, почетный и даже повод для гордости. В итоге уже к 2013 году оборот туристических фирм на Шпицбергене достиг 250 миллионов крон! По сведениям центрального статистического бюро Норвегии количество проданных койко-мест за период с 1999 по 2008 год увеличилось с 43 до 89 тысяч в год, а в 2013 году составило рекордные 107 тысяч.
Ради чего стоит ехать на Шпицберген? Каждый может ответить по-своему. Жители мегаполисов ценят местную нетронутую природу (65 процентов территории архипелага Шпицберген охраняется государством, это семь национальных парков, шесть природных заповедников, 15 птичьих заповедников и один геотоп — охраняемая геологическая зона и прилегающее морское пространство). И ни с чем не сравнимое чувство дикой свободы.
Окончание в следующем номере.