Волосы для женщины — богатство и достоинство. Для мужчины, вне сомнения, тоже. Лысыми с удовольствием живут лишь младенцы, да и то пока не научатся заглядывать
в зеркало. Но что делать, если состояние шевелюры начинает тревожить? Если начался внезапный “падёж” волос? К какому специалисту обращаться? Ответ один: нужен трихолог.
И с недавних пор в Апатитах он есть. Это — Анна Антонова, врач-дерматолог медицинского косметологического центра “Краса Ненаглядная”, которая ведет прием и в качестве трихолога.
Такая наука
Трихология — наука о волосах и волосистой части кожи головы. Как самостоятельное научное направление трихология родилась в ноябре 1989 года. Тогда в Брюсселе прошел первый съезд Европейского общества исследования волос и были созданы принципы диагностики, лечения и профилактики заболеваний волос и кожи головы.
С какими же проблемами нужно приходить к трихологу?
— До 80 процентов тех, кто приходит к нам, страдают диффузной алопецией, — рассказывает Анна Валентиновна. — Это так называемый “волосопад”, равномерное поредение волос. Женщины подвержены диффузной алопеции не меньше, чем мужчины, но им это доставляет куда больший дискомфорт.
Зачастую причиной диффузной алопеции становятся психоэмоциональный дискомфорт, стресс, беременность, анемия, безбелковая диета. Но в любом случае на первой же консультации выявить причину невозможно — нужны лабораторные исследования. И стоит помнить, что эффект от лечения наступает не раньше, чем через полгода планомерного воздействия.
Второе — гнёздная (очаговая) алопеция. Это аутоиммунное хроническое заболевание с неясной перспективой лечения.
Третье — андрогенетическая алопеция. Проще говоря, та самая лысина, которая чаще всего возникает у мужчин в среднем возрасте. У женщин этот вид тоже не редкость… Для такого рода алопеции есть лекарственные и косметические аптечные средства.
Фолликул важнее всего
Генетически каждому из нас отмерено определенное количество волосяных фолликулов, и сделать их больше невозможно. Зато возможно удлинить фазу роста волоса, немного утолстить его. Однако вернуть фолликулу юношескую способность вырабатывать по нескольку волос сразу нельзя.
Когда человек рождается, количество волосяных фолликулов у него максимально возможное — плотность их составляет 1135 на один квадратный сантиметр. К сожалению, всю последующую жизнь эта плотность сокращается — к 30 годам в среднем до 615 фолликулов, после 45 — до 320 фолликулов на квадратный сантиметр. В норме у человека на голове имеется примерно 100-150 тысяч волос, а на теле — около пяти миллионов.
Волосяной фолликул производит стержень волоса. Его основа — белок кератин (85-90 процентов массы). Кроме кератина, волосы содержат воду, пигменты, жиры, металлы и витамины.
На цикл роста волоса влияют внешние факторы — ультрафиолетовое облучение, влажность, ветер, морская соль, трение, солнечная активность, хлорка бассейна, косметический уход. И внутренние факторы: мужские половые гормоны, функции щитовидной железы, беременность и роды, анемия, пищевые дефициты, тяжелые заболевания, эмоциональный стресс, некоторые лекарства, в том числе и противозачаточные препараты. И вот когда “страдает” волосяной фолликул, мы с вами теряем густоту и пышность прически…
Увидеть всё!
— Поскольку причин потери волос может быть много, обычно проводят исследования — крови, уровня гормонов щитовидной железы, половых гормонов, — рассказывает Анна Антонова. — А также — УЗИ органов малого таза, почек и надпочечников, нужно также пройти консультацию гинеколога-эндокринолога. Исключив системные заболевания, анализируют уже собственно состояние кожи головы и волос с помощью цифровой и световой микроскопии, люминесцентной диагностики, дерматоскопии, делают соскоб на грибковую инфекцию, поскольку и микозы, и себорейный дерматит также влияют на состояние кожи головы. Обследованию подлежат волосяные фолликулы и сам волос.
Так, цифровой микроскоп позволяет трихологу увидеть на мониторе, где именно истончается волос, где и сколько выделяется кожного сала, сколько волосков растет из одного фолликула — три-четыре, как в юности, или лишь один.
— Традиционно для борьбы с алопецией используют фармакотерапию (витамин С, витамины группы В, А, Е, РР), препараты для улучшения микроциркуляции крови, микроэлементы (медь, цинк, железо), физические методы воздействия, такие, как токи Д’Арсонваля, озонотерапия, лазеротерапия, микротоки, мезотерапия, — разъясняет Анна Валентиновна. — Кроме того, возможно применение лечебных шампуней, лосьонов и масок. Однако не стоит покупать их самостоятельно, без консультации, поскольку серьезные препараты в таких средствах могут, кроме плюсов, иметь и минусы, и вы должны быть об этом предупреждены.
Зачастую женщины просят “что-нибудь от выпадения” или “что-нибудь для густоты” в магазинах и аптеках. А потом бывают разочарованы отсутствием эффекта. Но, повторю, раньше, чем через полгода после начала применения средства, вы не увидите результата. А рынок “от выпадения” сегодня огромен, это такой тренд, хотя настоящих работающих препаратов совсем немного.
Тонкости
Конечно, я не могла не задать Анне Антоновой самый простой вопрос о волосах: как с ними обращаться, чтобы до самой старости сохранить?
— Есть ли разница между волосами блондинки и брюнетки?
— Пожалуй, очевидной разницы нет. Но известно, что самый хрупкий волос, как ни странно, у представителей негроидной расы. Самые толстые и крепкие волосы — у азиатов. У седых практически не встречается гнёздная алопеция, а у рыжих такое огромное количество меланина, что менять природный цвет волос им весьма трудно.
— А как вы относитесь к домашним маскам для волос из пищевых продуктов?
— Хотите применять народные средства? Да пожалуйста! Вы имеете в виду такие составляющие, как коньяк, желток, черный хлеб? Хуже не будет, но и эффекта не ждите — у кожи головы высокий эпидермальный барьер, он непроницаем для водных растворов. Жиры могут попитать луковицу, а стержень волоса — вряд ли. И потому маски нужно наносить не на волосы, а на кожу. А кондиционеры — наоборот, отступив от кожи головы на несколько сантиметров.
— Как правильно мыть голову?
— Для этого необходимы и шампунь, и кондиционер, поскольку у них разный механизм действия. Шампунь с помощью щелочных компонентов снимает кожное сало, пыль, кожные чешуйки. Но при этом в щелочной среде чешуйки волоса раскрываются, он травмируется, становится сухим и ломким. Чтобы этого не происходило, нужен бальзам-кондиционер, который закрывает чешуйки. Есть лечебные шампуни, которые можно оставлять на волосах на пять-семь минут, но там другой PH.
— Нужно ли мыть голову каждый день?
— Это не полезно. Конечно, волосы после мытья будут выглядеть свежо. А вот кожа головы, скорее всего, пострадает от пересушивания, и тогда появится то, что можно принять за перхоть. Для тех, кому кажется, что на второй день после мытья голова выглядит ужасно, можно применять несмываемые лосьоны, чтобы убрать кожное сало на второй день без мытья.
— Как обходиться с влажными волосами: расчесывать, сушить?
— Расчесывать влажные волосы нельзя — в этом случае волос растянется, его целостность нарушится. Лучше расчесывать подсушенные волосы, начиная с концов. Ни в коем случае нельзя сушить горячими фенами или щипцами мокрые волосы — вода в волосе “закипает” — и потом мы в микроскоп видим “пузырьковые” волосы, результат неправильной сушки.
А вот расчесывать волосы нужно часто и в разных направлениях. Это и массаж, и рефлексотерапия. В России, кстати, изобретена ультрафиолетовая расческа, есть и лазерная — эти предметы хоть и дорогие, но очень полезные.
— Что вы думаете о маслах для волос, таких популярных сегодня?
— О пользе масел для волос никаких достоверных исследований нет.
— А о безаммиачных красках?
— Краски, даже те, на которых написано “без аммиака”, для волос однозначно не полезны. Аммиак (щелочь) в красках для волос есть всегда, ведь чешуйки волоса нужно раскрыть для проникновения внутрь пигмента.
— Есть ли какие-то витамины, которые могут повлиять на состояние шевелюры?
— Да, это препараты с такими микроэлементами, как цинк, медь, селен, марганец. С осторожностью принимайте добавки с Д3, омега-три-жирными кислотами. И очень плохо на волосы влияет ультрафиолет.
— А без шапки ходить вредно?
— Вообще-то, нет. Холод для волос полезнее, чем жара. Есть ведь даже укрепляющие криопроцедуры — массаж жидким азотом.
Мы еще очень долго беседовали с Анной Валентиновной. Вопросов-то много: от новшеств, таких, как ко-вошинг, до, скажем, особенностей пересадки волос. Но самое главное, что я узнала после разговора с трихологом: облысение — проблема глубокая, внутренняя. И доставляет она человеку психоэмоциональный дискомфорт, снижает качество жизни, иногда ограничивает возможности трудоустройства, да что там, и в личной жизни бывает не все просто! Но…
— Мы иногда влияем даже не на волосы человека, а на отношение к себе, — говорит Анна Антонова. — И от внутреннего вашего настроя здесь очень многое зависит.
О возможных противопоказаниях Проконсультируйтесь со специалистом.