«Он уже работает! Сотрудники ГИБДД не отдают честь и не возражают против диктофона», — рассказывает знакомый водитель. Это он о новом документе, регулирующем отношения между инспекторами и участниками дорожного движения, который вступил в силу 1 сентября.
Понятный документ
Раньше сотрудники ГИБДД использовали в своей работе положения приказа Министерства внутренних дел и других ведомственных документов. Прочесть многие из них мог и обычный человек, но разобраться в некоторых тонкостях могли не все. Вступивший же в силу Административный регламент буквально «разжевывает», как и что должно происходить при общении инспектора с участником дорожного движения.
О некоторых ключевых моментах документа рассказывает Светлана Астапова, инспектор по пропаганде Апатитской ГИБДД:
— Основное отличие регламента — понятность, как для сотрудников, так и для граждан. В нем четко и ясно прописана каждая процедура: от встречи инспектора с участником дорожного движения до порядка обжалования постановлений и решений сотрудников ГИБДД.
Многие уже обратили внимание: сотрудник не обязан отдавать честь участнику дорожного движения. Но он должен назвать должность, специальное звание и фамилию, а также кратко изложить причину остановки. По требованию, не выпуская из рук, предъявить служебное удостоверение в развернутом виде.
В регламенте зафиксировано, что любой участник дорожного движения может использовать аудио-, видеозапись общения с инспектором. То же право дано и сотруднику ГИБДД.
Прятаться можно, маскировать нельзя
Водителям нелишне знать, что контролировать дорожное движение можно как в скрытой, так и в открытой форме. При этом сотрудники не имеют права использовать личный транспорт — только патрульные машины. Кстати, последние не обязательно должны «светиться», как новогодняя елка. Патрульный автомобиль может быть и без опознавательных знаков (именно на нем можно проводить скрытое наблюдение).
Еще сотрудники ГИБДД имеют право при применении технических средств фиксации использовать естественные или искусственные укрытия. Похоже, им разрешили прятаться за кустом с радаром. Но вместе с тем маскировать на дороге патрульную машину, к примеру, поднятой крышкой багажника, недопустимо.
Лично мое внимание как водителя обратили на себя пункты, где указано, как именно должен говорить инспектор. На «Вы», уважительно, вежливо, объективно, тактично, убедительно, понятно, соблюдая спокойствие и выдержку, и, пожалуй, самое интересное — без нравоучений. Смогут ли так общаться сотрудники ГИБДД всей страны — покажет время.
Еще в регламенте прописана процедура привлечения к ответственности чиновников, к примеру, судей или депутатов.
Перечислить все пункты регламента в газете невозможно — в документе больше 70 страниц. А прочесть его, распечатать и кинуть в бардачок рекомендую всем.