Сестра даже радовалась, когда ее мужу предложили сокращение с уходом на пенсию. Думала, и деньги не помешают, да и муж немного темп сбавит, в 53 года здоровье уже не то, чтобы в “подземке” работать…
До весны Сашка просидел дома, жизнь у него началась размеренная, в свое удовольствие. Ирина думала: пусть, пусть расслабится, ведь летом предстояла большая работа на даче. Дачу в Новгородской области купили давно, прошлым летом задумали баню строить, а для этого и деньги, и силы потребуются.
Три месяца пролетели незаметно, все лето возились с баней, к осени вернулись домой. И вскоре Ира поняла: работать ее муж больше не собирается вообще.
— Но это еще ничего, что он работу не ищет, — говорит Ира, — у меня такое ощущение, что он впал в какое-то странное состояние. Целыми днями на диване у телевизора, разговоры поддерживает неохотно, а любые попытки расшевелить его заканчиваются ничем. Нет, вечером его еще можно вытащить прогуляться, но что странно — он даже не вспоминает о своем увлечении! Пока работал, с трудом, но выкраивал время на рыбалку, а сейчас — времени вагон, а ничем заниматься не хочет.
Ирина — человек спокойный, темпераментом обладает почти флегматическим, но апатия мужа начинает ее бесить. Попыталась разговорить его — не хочет ли он поискать себе работу сторожем или рабочим по обслуживанию здания, например. Сашка на все вопросы огрызается: тебе надо — ты и ищи. И замолкает надолго. И как назло — то пиво пить усядется, а то и коньяк.
— Столько лет прожила с человеком, — говорит Ира, — сына с дочерью вырастили, а теперь его как подменили. Лежит на диване как тюлень, а меня уже и раздражать начало его лицо обрюзгшее и живот растущий. Ну, не хочет работу искать, так домом бы занимался — ремонт уже на несколько лет затянулся. Раньше некогда было и уставал после работы, теперь один разговор: тебе надо — ты и делай.
Ира, конечно, спорить не стала, а начала обои покупать и мебель выбирать. Но мужнина депрессия настораживает.
— Вот сколько он еще так пролежит у телевизора? Ни планов, ни желаний, ни попыток ситуацию изменить. Похоже, ему такая жизнь нравится, а мне с работы домой идти не хочется…
Прокомментировать такое положение вещей мы попросили психолога Татьяну Дьяченко.
— Депрессия — самое распространенное психическое расстройство в мире, особенно у людей после 45 лет. Почему люди, уходя на пенсию, впадают в депрессию и начинают чаще болеть? Причин несколько: потеря статуса, смысла жизни, отсутствие структурирования времени, снижение стресса до нездорового уровня, когда приостанавливается нормальная стимуляция мозга.
Помните, как начинается фильм “Все будет хорошо”? Все рабочие идут на завод, один пожилой мужчина доходит до проходной, показывает свой пропуск и произносит пламенную речь о том, что наконец он может идти не туда, а обратно, не на завод, а домой. Ведь он закончил свою трудовую карьеру, все будут работать, а он поедет на трамвайчике куда угодно. После этого он сползает по стене и умирает прямо на проходной на виду у изумленной публики. Вроде бы человек мечтал пожить в свое удовольствие на пенсии, но жизнь тут же и закончилась.
Депрессия после выхода на пенсию — это символическая смерть для людей, которые не мыслят свою жизнь без работы. Здесь речь идет об идентичности. Когда мы работаем, то ассоциируем себя с профессией. Когда профессии нет, самая главная социальная роль исчезает, происходит потеря идентификации, трудно найти ответ на вопрос “Кто я?”. Это приводит к снижению самооценки, появляются саморазрушающие мысли, что и есть психологическая основа депрессии.
Самый успешный вид терапии при депрессии — когнитивная терапия, то есть смена негативных мыслей на позитивные. Если ругать Александра за то, что он ленится, это ему не поможет, а, наоборот, усугубит ситуацию. Надо подчеркивать его значимость, напоминать ему о его достижениях в жизни, о том, как он хорошо работал, какой он хороший муж, отец, как его ценит семья. Таким образом можно сдвинуть идентификацию с профессиональной роли на семейную.
Хорошо бы начать какой-нибудь семейный проект, который будет значимым для будущих поколений — детей, внуков. Когда речь идет о потомках, то появляется смысл жизни, потому что основная задача этой стадии жизни, согласно теории Эрика Эриксона, это помощь молодым, передача знаний и опыта.
Структурирование времени — еще одна важная причина депрессии. Когда мы работаем, то время расписано, в жизни есть определенность и цель, есть мотивация. Когда нет четких сроков, то время замедляется и теряется, тратится впустую, мотивация пропадает. Происходит выпадение из времени и пространства, теряется фундаментальная основа жизни, что приводит к дезориентации. Кажется, что времени много, но оно утекает как в прорву. Вроде что-то и делаешь, а сделанного не видно.
Какой выход? Надо постараться упорядочить время — записаться в кружки, секции, планировать встречи, мероприятия. Чем больше планов, тем ближе вы к тому ритму, который был во время работы. Это структурирует жизнь, приносит определенность и создает ощущение “здесь и сейчас”. За это время можно переосмыслить, как жить дальше, чем заняться. Хотя это имеет смысл сделать задолго до пенсии.
В Америке очень распространена волонтерская работа для пожилых людей. На пенсии люди по два-три дня в неделю работают в музеях, библиотеках, благотворительных организациях, кризисных центрах, консультируют по своей специальности. В Японии бабушки ходят на школьные мероприятия и помогают учителям в их организации, раздают призы, угощения, подбадривают детей морально на соревнованиях, даже если это не их собственные внуки. Исследования показали, что бескорыстная помощь улучшает иммунитет, снижает риск развития деменции и болезни Альцгеймера, повышает самооценку, а также продлевает жизнь. Хорошо было бы организовать и в России центры волонтерской работы для пожилых, чтобы старики могли передавать свой опыт и мудрость молодым и в то же время сами не страдали от депрессии, а чувствовали себя востребованными и жили дольше.
Татьяна Дьяченко снова в Апатитах с тренингами и семинарами Рейки
Приглашаем на тренинги:
3 и 4 января с 9 до 16 часов
Расстановки на личную судьбу
5 и 6 января с 9 до 16 часов
Достижение цели
Вопросы и запись по телефонам 8 (902) 133-89-96 (Ирина), 8 (952) 292-95-12 (Александра), 8 (921) 285-60-07 (Александра).