“Если вы знаете, как избавиться от этой навязчивой заразы — подскажите…” — закончила свое письмо в редакцию Елизавета.
В письме — рассказ о том, как семья много лет пытается “вылечить” маму и бабушку от идеи стать миллионершей при помощи почтовых заказов.
Заманчивые обещания
— Все началось лет пять назад с простеньких каталогов, — рассказала Лиза. — Как они попали к маме, я не помню. Да и то, что она начала что-то заказывать по почте, тоже не сразу заметила. А когда однажды застала ее за раскладываем “очень нужных вещей” из посылки, она с гордостью объявила, что у нее теперь есть отличные подарки для всех на Новый год. И после следующего заказа ей пришлют в подарок пылесос…
Объяснить, что это просто замануха, не удалось. Да я и не особо забеспокоилась тогда — решила, как только мама поймет, что пылесоса она не получит, сама забросит это занятие.
Недооценила Елизавета упорство людей, построивших свой бизнес на простой схеме — даешь человеку мечту, подогреваешь в нем мысль о ее легкодоступности, заверяешь все это кучей “документов”, подтверждающих серьезность акции. Пожилые люди привыкли доверять бумажкам, в которых есть печати, подписи и замысловатые названия организаций.
— Какое-то время мы с сыном пытались отговорить маму от этих покупок, но она трясла перед нами письмами с заверениями, что еще чуть-чуть — и она выиграет в акции, что она уже в числе избранных призеров…
Сын сначала поверить не мог, что его бабушка, всегда такая рассудительная и бережливая, повелась на пустые обещания. Они спорили, ссорились, он пытался даже отвезти ее в магазин и показать, сколько стоит “супертерка”, которую бабушка заказала по каталогу. Расчет был на то, что это ее отрезвит — она давно не была в магазинах (все, что нужно для жизни, у нее есть — дети и внуки давно надарили), а поняв, что вещи по почте обходятся почти в два раза дороже, одумается. Не тут-то было.
Все ожесточились: мы с сыном и сестра с племянницами стали отказываться от пластмассовых сахарниц, перекошенного постельного белья, терок, амулетов, термосов и другой ерунды.
Мама уперлась — к тому времени ей пообещали миллион. И она заявила: вот получу деньги, куплю внуку квартиру, тогда вы поймете!..
И готовый бланк
Объяснять, что все в состоянии заработать сами, было бесполезно — женщина придумала себе благотворительную цель и перестала слушать родственников.
— Мама затаилась, делала заказ за заказом (на те суммы, которых “чуть-чуть не хватало” до приза) и складывала в коробку в шкафу. Когда однажды мы ее обнаружили — пришли в ужас. А потом в каждую посылку стали вкладывать еще несколько подобных каталогов от других фирм — от картинок, обещаний и очевидно нелепых посланий в глазах рябило.
Например, письмо от некоего Бернарда фон Граафа из НИИ ФПиУ (НИИ факторов процветания и успеха): маме сообщают, что “члены попечительского совета Ассоциации тайно наделили Вас особым статусом утвержденного бенефициара. Это редкий знак отличия, который возымеет благотворное действие на Вашу жизнь. Вместе со статусом вы получаете бесценный артефакт, который изменит Вашу жизнь — невезение, хроническая нехватка денег, безразличие во многих сферах жизни теперь останутся для Вас в прошлом…”
В общем, чушь несусветная! Но для мамы — очень авторитетная. Ведь в конверте не только письмо, но и “запрос на утвердительный грант” (надо лишь оплатить 1296 рублей за инструкции по использованию артефакта), и номер личного досье и утвердительного гранта, и предупреждение, что надо хранить в секрете эти документы, и график уровней успеха, и письма-отзывы каких-то людей… И все это — с десятком печатей, с символами и гербами. И конечно же — готовый бланк для оплаты плюс конверт. Наложенный платеж в этой системе не предусмотрен — все заказы клиенты должны оплатить заранее.
Все сначала
Был момент, когда мама Лизы, так и не получив ожидаемых полутора миллионов рублей, засомневалась в честности “ассоциации крупнейших попечительских советов”. И даже написала несколько гневных писем в их адрес, вроде “вы обещали, я все выполняла, но приза так и не получила. Высылайте деньги, или я обращусь в прокуратуру”. И отправила по адресам — на Московский АСЦ, на разные абонентские ящики. Но потом вдруг решила, что виновата сама — просто не успевала делать заказы в срок…
— Мы, конечно, пытались найти через Интернет эти мифические организации, но ничего, кроме форумов с руганью в их адрес от несчастных родственников таких же каталогозависимых людей, не обнаружили.
Через знакомую (она работает в прокуратуре) я выяснила, что в таких случаях вмешательство органов бесполезно — люди сами, добровольно отправляют деньги. То, что их вынуждают к этому хитрые психологические уловки, не доказать, да это и не наказуемо.
Какое-то время Лиза втихаря вытаскивала из почтового ящика матери конверты с каталогами — на время интенсивная отправка денег приостановилась. Да и мама в этот период приболела — не до посылок было. А Лиза читала послания в конвертах — одно призывнее другого! Аферисты боролись за клиента: “Уважаемая, Вы упускаете время! Если не сделать заказ в ближайшие семь дней, Вы упустите все возможности и не сможете уже восстановить!” Они шли шквалом…
— Мне даже пришлось договариваться с почтальоном, чтобы она отдавала эти письма мне в определенный день недели. Ведь дежурить у ящика матери каждый день невозможно. Хорошо, что почтальон оказалась понимающей. От нее я и узнала, что таких пожилых людей в городе очень много — на почте их в лицо знают, ведь они все время за посылками приходят.
Несколько месяцев мы жили спокойно. А недавно я опять вытащила извещение на посылку — когда мама успела оплатить этот заказ, ума не приложу! Пошли с ней вместе получать. В коробочке лежал заказ — амулет на цепочке, а также куча новых каталогов и письмо. Теперь в нем не только сертификаты доставки, уведомления о вручении подарка (ЖК-телевизор обещают), бланки лотереи “Суперлото”, гарантийный талон на вручение 1 миллиона 700 тысяч рублей с “уникальным призовым номером”, но и брошюра “Некоторые аспекты организации торговли по каталогам”… И всего-то надо — послать согласие на получение выигрыша, сдобрив его очередным заказом на 1099 рублей. И только семь дней для ответа! Как представила, сколько маминой пенсии за эти годы перекочевало в чужие карманы!.. Уже и правнуку могла бы квартиру купить. Попыталась это маме объяснить, а она уселась брошюру читать…
Интересно, кто придумал этот изощренный, юридически подстрахованный способ вытягивания денег из кошельков пожилых людей? Любопытно было бы взглянуть на этих людей, наверняка это целая команда умников, пока процветающих. Ведь поколение доверчивых пенсионеров сменит поколение недоверчивых циников, прошедших школу sms-афер. Но возможно, к тому времени “умники” еще что-нибудь придумают — слабостей, на которых можно сыграть, у человека много.
Бабушке нужен почет
А вот как объясняет такую зависимость психолог Татьяна Дьяченко:
— Мошенники знают психологические приемы, отключающие критическое мышление у пожилых. Жертвами некритического мышления могут стать и молодые люди, если мошенники используют определенные “кнопки”. И эти приемы надо знать всем, чтобы не попасться на удочку аферистов.
Есть три вида некритического мышления: предвзятость подтверждения, некритическое принятие и эффект Барнума.
Предвзятость подтверждения возникает, когда мы видим подтверждение своей любимой гипотезе, но не видим реальных доказательств. Например, мама Елизаветы повелась на все эти печати и регалии, потому что для нее привычно верить авторитетам, “НИИ” и вообще начальникам. Они что-то значат для нее, в ее жизни всегда было подтверждение, что с ними все серьезно. И, увидев все эти “доказательства”, она не чувствует никаких тревожных сигналов. А когда вдруг засомневалась, то проанализировала свои действия и “осознала”, что не вовремя делала заказы, чем и подтвердила свою гипотезу.
Барнум-эффект наблюдается, когда люди склонны воспринимать общие описания как персонифицированные. Этот эффект позволяет нам верить в гороскопы (там все описано общими фразами, но каждый найдет что-то для себя). Когда мошенники перечисляют бабушкины потребности (хроническое безденежье, безразличие во многих сферах жизни), то ей кажется, что они просто в ее душу глядят и все про нее знают. А на самом деле она из общего списка выбирает свое.
И самый главный рычаг, действующий на бабушку, — некритичное принятие лести. Это ее реакция на фразы об “особом статусе утвержденного бенефециара”, уровень секретности, избранности, подогревающие ее гордость, чувство значимости и желание быть благотворителем для семьи. Старые люди чувствуют свою невостребованность, заброшенность, им необходимо быть полезными и значимыми, а не просто объектом заботы детей. Тут у бабушки появляется миссия — одарить всех на Новый год, купить внуку квартиру, и она делает все возможное, чтобы доказать родным — она еще способна помочь им и быть ценным членом семьи.
Кроме того, у старых людей начинает притупляться критическое мышление в силу физиологических изменений в коре головного мозга, лобные доли больших полушарий работают не так эффективно, а именно эти части мозга отвечают за критическое мышление.
Что можно сделать, чтобы избавить бабушку от каталогозависимости? Если вы просто скажете ей, что это обман, она не поверит в силу предвзятости подтверждения и жгучего желания осуществить свою благотворительную акцию. Надо найти ей другую миссию, чтобы она чувствовала востребованность. Окружите бабушку вниманием и почетом, говорите, как много она вам дает, цените ее мудрость и опыт, говорите, какая большая от нее польза в жизни, и тогда ей не нужны будут мошенники, которые удовлетворяют ее потребность в признании.
Чтобы не стать жертвой обмана в пожилом возрасте, берегите мозги смолоду! Пища, включающая Омега-3, помогает сохранить и восстановить электрическую проводимость нейронов мозга (рыба, грецкие орехи, семя льна). Физическая и умственная нагрузка поддерживает лобные доли в рабочем состоянии до глубокой старости, и это поможет сохранить критичность мышления в любом возрасте.